Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 275 — . всегда имѣютъ слово: надѣющіеся на Господа, яко гора
Сіонъ неподвижутся во вѣки; къ ручью отъ жажды воду
лочерпати приходятъ; и другое того же пророка присно
помнятъ слово: имъ же образомъ желаетъ елень на источ¬
ники водныя: сице желаютъ души наша къ тебѣ Боже.» Боѣ эти пустынножители и другіе которыхъ мы не по¬
именовали жили или отдѣльно какъ отшельники, иля съ
семействами своими или съ кружкомъ новыхъ пріютив¬
шихся къ нимъ пришельцевъ. Около старца Корнилія и
Сергія собралось уже до 70 человѣкъ—у нихъ была одна
мысль, одно убѣжденіе, одна цѣль: поддержаніе старой
вѣры, укрывательство отъ преслѣдованій. Они посѣщали
другъ друга, бесѣдовали о вѣрѣ—слушали разсказы стар¬
цевъ Соловецкихъ и Корнилія и Питирима и Варлаама и
другихъ о гоненіи на вѣру отъ Никона, о страданіяхъ Ав¬
вакума, дьякона Ѳедора и другихъ—о событіяхъ Соло¬
вецкихъ. —Корнилій и другіе старцы поучали ихъ въ дог¬
матахъ вѣры, совершали надъ ними нѣкоторые обряды цер¬
ковныя крестили, исповѣдывали—слышали пустынножители
и священное писаніе—но все это рѣдко, урывками—скиты
ихъ были разбросаны, а сообщенія такъ трудны;—старость,
болѣзнь, уменьшали въ кружкѣ рабочія силы—нужда и
голодъ были послѣдствіями. Неминуемо, постепенно все
болѣе и болѣе усиливалось желаніе во всѣхъ сблизиться,
соединиться въ общину и составить общежительство—и
это желаніе исполнили Данило Викуловъ и Андрей Де¬
нисовъ. Мы видѣли что Андрей Денисовъ жилъ скитнымъ, оди¬
нокимъ житіемъ съ товарищемъ своимъ Иваномъ Бѣло-
утовымъ. Поживи съ годъ, онъ перешелъ къ Данилѣ Ви¬
кулову, около котораго собралось уже такъ много при¬
шельцевъ, что они по общему совѣту перешли на другое
урочище, называвшееся въ послѣдствіи старыми - заводомб. Рідііііесі Ьу Азоосіе