Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 274 — Корнилій питался трудами рукъ своихъ «пахалъ пашню ко-
черюгого-—и сѣялъ подъ гарью».— Въ работахъ помогалъ
«му сосѣдъ скитникъ старецъ Сергій, носелявшійся также
па р. Выгѣ, съ молодою дѣвушкою сестрою своею. Слухи объ отшельникѣ отцѣ Корниліѣ распространились
•въ Поморьѣ и вотъ какъ говоритъ исторія Выговекой пу¬
стыни о его дѣятельности въ первое время поселенія: «И начали людіѳ къ отцу Корнилію приходити съ гра¬
довъ и волостей отъ гоненія; онъ же ихъ учаше древле
церковное благочестіе хранити, а отъ Никоновыхъ вовннъ
бѣгати и удалятпоя; овыхъ крещаше, а овыхъ и исповѣ-
даше, овыхъ же и постригаше и наказуя ихъ и уча къ пу¬
стынному терпѣнію, всякую нужду терпѣти, чистоту тѣ¬
лесную хранити». ■ Собирались въ Выговскую пустыню поборники старины,
пришелъ къ нимъ и Андрей Денисовъ изъ Повѣнца.—Ѳнъ
былъ еще очень молодъ, но ученіе Игнатія глубоко вко¬
ренилось въ пылкой душѣ его и въ 1692 г. съ товари¬
щемъ своимъ Иваномъ Бѣлоутовымъ онъ ушелъ отъ отца, въ
послѣднихъ числахъ декабря, и устроилъ себѣ келью ме¬
жду озерами Таго и Бѣлое. Вотъ какъ разсказываетъ исторія Выговекой пустыни о
нервомъ житіи Андрея Денисова: «Въ чащѣхъ лѣса скитающеся богородное оно и самооз¬
лобленное начинаютъ житіе; ни стѣны, ни покрова отъ
зимнія студени имуще, огненной точію преседяще нудіи и
отъ принесенныхъ съ собою потребъ мало вкушающе. Зим¬
нему же прешедшу времени и весненнымъсолнце озаряемымъ
днемъ начинающимся, келію себѣ малу соградиша, между
двѣмя езероми, ею же едино Тагозеро именуется, другое
же Бѣлое нарекается. На таковомъ пустомъ вселивіпеся
мѣстѣ, гору точію сожительницу и ручей себѣ сосѣда из-
браша: да къ горѣ убо часто взираютъ и давидовское Рідііііесі Ьу