Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 273 — келію «того ради дабы слухъ прошелъ, якобы люди го-
пиніи сгорѣша»—и присоединился къ Даніилу.—Толпа ис¬
пуганныхъ раскольниковъ скиталась всю весну въ чащахъ
лѣсныхъ; непроходимыя топи, болота и озера защитили
ихъ отъ поимки—Стихло немного преслѣдованіе и они прі¬
ютились сперва на р. Олѣ—потомъ опять перешли на Ря¬
зань въ Емельяновскія кельи. Между тѣмъ Выговскія пустынныя мѣста населялись
скитниками. Выходцы изъ Онежскихъ погостовъ, изъ Ни¬
жегородскихъ лѣсовъ, изъ Москвы и изъ другихъ мѣст¬
ностей Россіи, гонимые преслѣдованіемъ старой вѣры, по¬
селялись по р. Выгѣ, на рѣчкѣ Ковжи, у Таго-озера, около
погоста Масельги, у Волозера, у Тамбичь-озера, у Кодо-
зера, у Викмозера. Здѣсь нашли они и другихъ выходцевъ
изъ Соловецкаго монастыря и старца Корнилія, который
имѣлъ большое вліяніе въ судьбѣ Выгорѣцкаго общежи¬
тельства. Корнилій родился въ Тотьмѣ, отъ земледѣльца, принялъ
постриженіе въ Вологодскомъ Корниліевскомъ монастырѣ,
исправлялъ должность пономаря въ Московскомъ Симоно¬
вомъ монастырѣ, потомъ былъ ключаремъ при Патріархѣ
Филаретѣ, хлѣбопекомъ при Патріархѣ Іоасаеѣ и Новго¬
родскомъ Архіереѣ Аѳоніѣ, потомъ надзирателемъ за
узниками изъ лицъ духовнаго званія при Патріархѣ Іосифѣ.
Приставъ къ расколу, удалился вмѣстѣ съ бывшимъ игу¬
меномъ Тихвинскаго монаотыря ДосиФеемъ на Донъ. По
возвращеніи оттуда исправлялъ пономаръскую службу въ
Ниловой пустыни, учавствовалъ и былъ виновникомъ воз¬
мущенія иноковъ этой пустыни противъ начальства и на¬
конецъ бѣжалъ въ Олонецкіе предѣлы въ г. Пудогу,
гдѣ уже было много раскольниковъ. (Макарій. Ист. раскола).
Скитаяоь изъ пустыни въ пустыню онъ поселился оконча¬
тельно на р. Выгѣ въ особомъ скитѣ на Верховскихъ лѣсахъ. Рідііііесі Ьу і^оосіе