Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 270 - палатѣ, а сами-продолжали службы по старопечатнымъ
книгамъ. Преданность къ старинѣ иноковъ Соловецкой обители,
столь уважаемой по всей Россіи и столь близкой къ По¬
морью произвела сильное броженіе въ умахъ—прошло еще
і 0 лѣтъ и Соловецкій монастырь возсталъ противъ нововве-
денній явно, съ вооруженною силою. Во время осады, мно¬
гіе иноки и бѣльцы рѣшились бѣжать и скрыться отъ пре¬
слѣдованія въ пустынныхъ мѣстахъ—нѣкоторые изъ нихъ
были выпущены самими старцами Соловецкими для под¬
держанія въ народѣ ихъ старовѣрія. Такъ, по разсказу Фи¬
липпова, одному иноку дьякону Игнатію, соловецкій ста¬
рецъ Гурій приказалъ идти въ Поморье: Иди,Игнатіе, гово¬
рилъ старецъ Гурій, не имѣй сомнѣнія, хощетъ бо Богъ'ео-
трорнти тобою велію обитель велику.» Игнатій исполнилъ приказаніе Гурія и пробрался въ По¬
морьѣ. Здѣсь онъ нашелъ ревностнаго себѣ товарища вгь
лицѣ ДосиФея, бывшаго игумена Тихвинскаго Никольскаго
Бесѣдовекаго монастыря, которой скитался преимущест¬
венно около Повѣнца и находилъ себѣ пріютъ въ Куржеи-
екой обители.—Въ Повѣнцѣ Игнатій познакомился съ зна¬
менитымъ Андреемъ Денисовымъ, и приготовилъ его, во-,
одушевилъ къ пустынножительству; — скитаясь по горо¬
дамъ и деревнямъ, Игнатій наконецъ поселился близь
Саро-озера. — Сюда прислалъ къ нему Дооифсй , уче¬
ника своего Шумскаго церковнаго дьячка Данилу Ви¬
кулова, сказавъ ему: Иди и въ вашихъ поморскихъ стра¬
нахъ пребывающа соловецкаго старца Игнатія послушай;
сей бо мощетъ тя паставити на путь спасенія и научити
правилъ общежитія.» — Игнатій собралъ около себя бра¬
тію—но преслѣдуемый властями бѣжалъ въ Палеостровскій
монастырь, и съ помощію сотоварищей своихъ и подъ пред¬
водительствомъ Емельяна Иванова изъ Повѣнца овладѣлъ Рідііііесі Ьу ^оосіе