Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
въ селѣ Конопати и потопъ отправился ръ предтеченскій
подъ городомъ Пензою монастырь. Его привяли въ бѣльцы: Поведеніе Левана въ церкви с. Ковопати сильно безпо¬
коило родныхъ его. Они видѣли разстройство ума его,
усиливавшіеся припадки падучей, и конечно въ этомъ по¬
ложеніи всего лучше было бы постриженіе Василія въ мо¬
нахи. Когда братъ его Герасимъ узналъ, что Василій въ
предтеченскомъ монастырѣ, онъ послалъ ему сказать, чтобъ
скорѣе постригался, потому что его требуютъ къ смотру
въ Москву, «а онъ Василій не ѣдетъ и не постригается; бу¬
детъ бѣда, если скоро ие пострижется, а-то помѣстья у
нихъ отнимутъ.» Василій, давно желавшій постричься, послѣдовалъ со¬
вѣту брата, и поступилъ въ число монаховъ предтечевскаго
монастыря, съ именемъ Варлаама. При постриженіи, обыкновенно, назначается новопостри¬
женному начальный монахъ, для наставленія въ правилахъ
монашеской жизни: Левину былъ назначенъ старецъ Іона. Выборъ этотъ былъ неудаченъ для Левина. Іона также
брілъ съ убѣжденіемъ о пришествіи антихриста. Черезъ недѣлю послѣ постриженія Левинъ бесѣдовалъ
уже съ Іоною о своихъ задушевныхъ вѣрованіяхъ. — Послѣднее время пришло... Нынѣ у насъ не царь, а
антихристъ... заставятъ насъ монаховъ мясо ѣсть и съ
женами жить., въ Невскомъ монастырѣ монахи уже ѣдятъ
и привезены въ Петербургъ печати... станутъ всѣхъ печа¬
тать... а къ намъ въ монастырь пріѣдетъ старецъ и ста¬
нетъ онъ намъ давать въ напиткахъ и ѣдѣ и вы всѣ къ не¬
му передадитесь., и этотъ же старецъ станетъ съ образомъ
оклады обдирать и будутъ писать только три образа, а
именно: Спаса, Богородицы и Іоанна Предтечи, а иныхъ
никакихъ образовъ писать не будутъ. Мнѣ все это Богъ
всенародно велѣлъ сказывать...' Рідііііесі Ьу Слоосіе