Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 238 — Помолился попъ святымъ иконамъ и нарубивъ лѣсу воз¬
вратился домой. Объ часовнѣ никому ни слова. Это было
великимъ постомъ. Пришло лѣто. Въ троицкую пятницу попъ Василій взялъ
съ собою часословъ, уговорилъ жену и дочь ѣхать вмѣстѣ,
и отправился опять въ лѣсъ къ часовнѣ молиться «для
того что оная жена его въ то время была одержима бо¬
лѣзнію*. Слухи народные гласили, что въ троицкую пятни¬
цу надо молиться въ часовнѣ старца Филарета. Подходя къ часовнѣ попъ увидѣлъ огонь, около котора¬
го было человѣкъ съ пять и въ томъ числѣ одинъ старецъ
и двѣ старицы. Василій Лаврентьевъ взошелъ съ женою и
дочерью въ часѳввю, прочиталъ кандакъ Богорицѣ и помо¬
лясь вышелъ вонъ. Старикъ все еще сидѣлъ у огня. — Какого города и какъ тебя зовутъ? Спросилъ смѣло
любопытный священникъ. — Какое тебѣ дѣло до этого, попъ, — отвѣчалъ ста-
. рикъ—и ростомъ онъ былъ высокъ, волосы на головѣ ру¬
сыя, долгіе, борода длинная, и одежда на немъ бѣлый ба¬
лахонъ холстинный. Попъ ненашелся что возражать — спросилъ въ которую
сторону ему идти домой — старикъ показалъ ему рукою—
такъ и разстались. Дошли объ этомъ слухи до Церковнаго приказа и посла¬
ли капитава Ѳедора Ивановича Норова отыскать часовню
и старца. Норовъ нашелъ много келій—сжегъ йхъ—стар¬
цевъ передалъ въ приказъ—но часовни не нашелъ и стар¬
цы объ ней молчали. Черезъ 4 года Стольникъ Иванъ Мякининъ подалъ слѣ¬
дующее донесеніе Правительствующему Сенату: Въ Волоколамскомъ уѣздѣ живутъ старцы и старицы
въ лѣсахъ тайнымъ образомъ, а именно отъ Волоколам¬
скаго верстъ съ 60 и больше: въ первой кельѣ Пахо¬ Рідііііесі Ьу і^оосіе