Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
въ домѣ свѣшницы Анилины у нона Якова исновѣдывался
и причащалсявъ особой избушкѣ, а причащалъ шнявъ изъ
мѣшечка частицу мѳнъше коноплянаго зерна и положа въ
сосудецъ и раствори церковнымъ виномъ и водою; а зна¬
комство съ нею (Акилиною) только что свѣчи биралъ и
нынѣ пришелъ было по свѣчижъ; а присланные солдаты
взявъ его надворѣ ея и привели въ приказъ: а вѣру святую
и церковь въ ней же пребываетъ благочестивѣйшій нашъ
монархъ не пріемлетъ....» Причины, по которымъ Миронъ оставался въ расколѣ,
по его объясненію слѣдующія: «Что служатъ не постарому, руками махаютъ и ногами
притопываютъ; и четвероконечному кресту не кланяется,
потому что Христосъ распятъ на осмиконечномъ крестѣ; а
иконамъ, которые писаны угодники Божіи молящіеся про¬
тивнымъ сложеніемъ, пріемлетъ и покланяется, а которые
писаны сложеніе тремя первыми персты тѣхъ непочитаѳтъ
и непокланяется; православно-кафолической вѣры причаще¬
ніе не пріемлетъ, что поютъ по новымъ книгамъ а не не¬
старымъ; у священниковъ, которые пребываютъ въ новой
вѣрѣ благословеніе непріемлемъ, что персты слагаютъ не
постарому; Никона Патріарха и по немъ бывшихъ Патріар¬
ховъ непріемлетъ, что онъ Патріархъ Никонъ перепортилъ
старыя книги, а ввелъ новыя и впредь онъ Миронъ хочетъ
быть въ расколѣ.» Илья Григорьевъ, КостромиМянинъ»— взятый въ домѣ
свѣшницы оказался вполнѣ православнымъ и тотчасъ изъ
приказу отпущенъ. Пришла очередь попа Якова Семенова: «Попъ Яковъ Семеновъ сынъ, въ городѣ Коломнѣ слу¬
жилъ у Воскресенской церкви что близъ соборной Ус¬
пенской, а посвященъ къ той церкви во дьяконы и въ попы
Павломъ Архіепископомъ Коломенскимъ по заручному че¬ Рідііііесі Ьу Азоосіе