Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
199 храмѣ, и въ той ех хороминѣ съѣзжаясь и сходясь ихъ
братья раскодьщвив: помянутой Дубовской и у ней свѣіп-
ницы живущіе шапошники Стенавъ да Василій я иные
московскіе жители, и изъ деревеиь пріѣзжая для слушаніи
вечеренъ, утреней, часовъ и молебновъ и у того нова
Якова они исповѣдались и причащались; а для того при¬
чащенія приноситъ онъ попъ съ собою просвиру и при-
нихъ искрошитъ въ стаканъ и кладетъ церковное вино и
тѣмъ ихъ причащаетъ изъ своихъ рукъ,- стоя въ той из¬
бушкѣ въ переднемъ углу, а нри томъ служеніи оъ тѣмъ
нономъ Яковымъ бываетъ старикъ Иванъ Викулинъ, а гдѣ
тотъ Вшгулннъ живетъ или у ней свѣшвицы про то она
не знаетъ; и отправляетъ овый попъ помянутыя службы
по старымъ книгамъ.—Впредь она въ расколѣ быть и ум¬
ретъ хощетъ, а ежели указомъ повелѣно: будетъ въ пра¬
вовѣріи и въ церквѣ и исповѣдаться и причащаться упра¬
вовѣрныхъ Московскихъ священниковъ,—а своевольно не
желаетъ.» Показанія сына Соболыциковой Михайлы открыли еще
подробности объ нонѣ Яковѣ: Михайло показалъ: «что протнвства святой церкви и рас¬
колу ни какого онъ и жена его не имѣютъ и во всемъ цер¬
кви Правлавно-Каѳолическія повинуются и всѣ догматы
пріемлютъ, а на предъ сего онъ Михайло принужденіемъ
отца овоего имѣлъ сложеніе и молитву въ противность
святой церкви; и какъ женилъ его отецъ и онъ въ церквѣ
не вѣнчанъ, только для прилики отъ сосѣдой съ поѣздомъ
были и молебенъ пѣли въ Покровской Красносельской цер¬
квѣ, а пріѣхавъ въ домъ вѣнчалъ ихъ въ домѣ ихъ въ хо¬
роминѣ попъ Яковъ Семеновъ и въ томъ вѣнчаніи кругъ
творили во солнцу по изволенію отца и матери его, а онъ
де того таинства за младолѣтствомъ не разумѣлъ, а воз-
мнѣлъ что въ церквѣ молебенъ за вѣнчаніе; а отца де ду- Рідііііесі Ьу Ыэосіе