Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 197 — сагъ 18-ть лѣтъ безвыходно и отецъ де его умре, а
духовный отецъ у нихъ былъ нонахъ Сафоній и согласія
его былъ н они у него исповѣдовались и причащались по
всегодио, а причастіе де приносили изъ Польскихъ горо¬
довъ отъ попа Ѳеодосія, а въ скитѣ де онъ живучи жены
и чина священническаго и дьяконовскаго не имѣлъ и пи¬
тался въ этомъ скитѣ рукодѣліемъ своимъ: переплеталъ кни¬
ги; и въ томъ Чернораменскомъ лѣсу въ скитахъ у церк¬
вей нигдѣ не бывалъ, что у нихъ въ скитахъ церквей
нѣтъ, а службы отправляются въ часовняхъ, да и того ра¬
ди, что по показанію учителя ихъ Софонія рознь въ кни¬
гахъ и въ сложеніи перстовъ, а о другихъ догматахъ о
розни оказать не можетъ, что книгъ мало читалъ; и для
того въ Нижнемъ положенъ онъ съ своею братьею по
рублю а женска въ полы; и впредь хощетъ быть въ преж¬
немъ своемъ состояніи и ученіи помянутаго учителя сво¬
его Сяфонія, а къ церквѣ святой въ которой пребываетъ
благочестивѣйшій нашъ Государь и весь освященный со¬
боръ за троеперстное сложеніе и за несогласіе книгъ не
повинуется, а четвероконеЧному кресту и новописанвымъ
иконамъ не покланяется, а покланяется трисоставному
кресту, а прежде бывшихъ Патріарховъ до Іосифа и кни¬
ги пріемлетъ, а послѣ его и Никона Патріарха и другихъ
по немъ за православныхъ и при нихъ состоявшихся
книгъ не пріемлетъ, и прежде бывшихъ ересевводителей
не клянетъ и святыхъ угодниковъ Божіихъ Московскихъ
почитаетъ и иокланяется и мощи ихъ цѣловать требуетъ
я оныя и другія святыя вси писанные двуперстнымъ сло¬
женіемъ пріемлетъ а трбехъперстнымъ сложеніемъ не прі¬
емлетъ и не покланяется.—Новоисправныя де книги съ
іосифовыми имѣютъ несходство въ Символѣ Святыя вѣры
втораго собора: и въ Духа Святаго Истиннаго, а въ ново¬
печатныхъ тоя рѣчи «истиннаго» нѣтъ; а святое де пока- Рідііііесі Ьу Сзоосіе