Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
Написали письмо кг Кержсаоквмъ яиетяаммкаигь стра¬
дамъ Макарію а Довимю, оварядаливеѣжъ нужнымъ попа
Якова н.Иааиа Викулина а отправила въ Нижній. Послу¬
шаемъ разсказъ оамаго Якова объ этомъ путешествіи: «И тѣ старцы (въ Керженскихъ скитахъ) пріявъ-насыю
отъ Москвичъ Дѣева съ товарищи и прочетъ ему Якову при*
казали готовиться къ исповѣди и вовсемощное бдѣніе вравд-
ника Срѣтенія Гооподня въ кельѣ, въ чуланѣ, старецъ Досааеі
его Якова исповѣдалъ во старопечатному требнику и по ис¬
повѣди предъ крестомъ ѳсьмикенечнымъ клятвевво «го отре-
калъ не вѣровать и никакихъ потребъ по мовопечатиымъ кни¬
гамъ не отправлять и на 5 просвирахъ не служить и въ
вѣнчаніи бракомъ я въ крещеніи младѳнцовъ и великовоз¬
растныхъ цереаравлцвать но старопечатнымъ же кяигамъ,
и кругъ радованія творить по солнцу иперсты олагать первый
палецъ съ двумя послѣдними, какъ въ молитвѣ, такъ и въ бла¬
гословеніи. И оцъ Яковъ клятвенно того отрекои и во при¬
казу оное все сочинять обѣщалоя и потомъ отверженіи
крестъ поцѣловалъ и жилъ у нихъ старцовъ первую недѣлю
Великаго поста и въ Субботу на первой седьмнцѣ оной Дѳся-
сей съ скитскими трудиики и его Якова причастилъ въ кельѣ
своей и по причащевіи въ первое воскресеше отпустилъ*
его Якова въ Москву давъ ему благословеніе и приказалъ
ему во всемъ слушать Ивана Викулина и въ Москвѣ де что
оиъ Викулинъ повелитъ отправлять то и творить и во воемъ
буди ему послушенъ «(говорилъ Досифви) и у раскольниковъ
отправляй потребило нашему благословенію.» Яковъ возвратился съ Викулинымъ въ Москву къ Дѣе-
ву— и съ этихъ поръ началась его дѣятельность, новое-
гда лодъ «началомъ» Викулияа. Вцкулицъ, труднаго изъ Кардовскимъ лѣсовъ, быль лицо
загадочное: всѣ Московскіе раскольвшш его особенно чти¬
ли и уважали—овъ былъ лично извѣотенъ н Керженскимъ РідШіесІ Ьу і^оосіе