Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
свадьба -— раскольники обвѣшмютоя — апотомъ въ тотъ
же двяь пвревѣвдавались у своихъпотаенныхъ поповъ. Но
въ этихъ то послѣднихъ чувствителенъ былъ недостатокъ—
трудно было ихъ найти, а еще труднѣе сберечь отъ зоркаго
наблюденія приказа церковныхъ дѣлъ. Часто бесѣдовалъ съ своими сотоварищами и Губинъ—-
какъ бы пріискать такого попа, который йогъ бы службы
келейныя отправлять по старшечатиымъкнигамъ. Въ 1713
году Губинъ поѣхалъ въ Коломну повидаться съ сродни¬
ками. Тамъ у него былъ когда то знакомый ему попъ Вос¬
кресенской церкви Яковъ, про котораго говорили слухи что
онъ будто раскольникъ. Въ пріѣздъ свой въ Коломну Гу¬
бинъ повидался съ Яковомъ и предложилъ ему отправить¬
ся въ Москву служитъ у крестовъ (т. е. въ домахъ) по
старопечатнымъ книгамъ. Яковъ обдумывалъ три дня предложеніе Губина, нако¬
нецъ рѣшился и яе сказавшись женѣ уѣхалъ въ Москву. Съ торжествомъ, 13 Января 1713г. привезъ Губикъ попа
Якова къ своему другу посадскому человѣку Дѣеву. Рас¬
кольники шкили: у нихъ въ это время не было попа — оин
удовлетворялись чтеніемъ псалтыря, молитвъ и каноновъ
отъ одного старца Керженокихъ скитовъ тру дика Ивана
Викулина. Теперь дѣло пойдетъ своимъ порядкомъ. Губинъ = жилъ въ Сыромятникахъ въ собственномъ до¬
мѣ, къ себѣ привезъ онъ Якова. Черезъ недѣлю времени
Дѣевъ прислалъ за Яковомъ сына своего Степана оъ ло¬
шадью и съ санями—у Дѣева было собраніе раскольниковъ. — Вотъ ваѵь нопъ, сказалъ Губинъ—каковъ онъ вамъ
кажется. Началиоь толки и собраніе рѣшило отправить Якова съ
трудгашомъ Иваномъ Викулинымъ въ Нижегородскіе* Кер¬
женскіе скиты спросить у учителей: «годится ли къ вамъ
для отправленія с ужбъ и потребъ попъ Яковъ?» Рідііііесі Ьу і^оосіе