Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 188 — « людей различными ередотміи добрался до мѣста подьячаго
въ Мытную избу. Утро проводилъ о въ яа олужбѣ, вечеромъ
или дома иди въ кругу своихъ знакомыхъ, по большой
части купцовъ и посадскихъ людей. Разговоры о вѣръ, о
вновь вводимыхъ порядкахъ Петромъ, о преслѣдованіи рас¬
кола были тогда любимыми. Въ такихъ бесѣдахъ Губину
безпрестанно приходилось вталкиваться съ раскольниками,
которые защищали свое двухъ пѳрстное сложеніе и мо¬
литву Іисусову. Противу раскола было преслѣдованіе — за
расколъ его учители съ ихъ доказательствами изъ церков¬
ныхъ старопечатныхъ книгъ, изъ рукописныхъ тетрадей
Аввакума, Талвцкаго и другихъ. Въ 1704 г. Губивъ пріѣхалъ въ Москву, а въ 1710 г.
онъ уже былъ раскольникомъ—друзья его посадокія люди
московскіе Алексѣй Дѣевъ, Соболыциковъ и Солевиковъ
соблазнили его, какъ овъ самъ выражался— и онъ началъ
креститься слагая большій перстъ съ двумя меньшими; —
овъ былъ посвященъ въ тайны секты поповщины. Время
для раскольниковъ было тяжелое: оии должны были объ¬
являть о себѣ, и для платежа двойнаго оклада записы¬
ваться въ приказѣ церковныхъ дѣдъ. Не смотря на это
оееиціальное позволеніе быть раскольникомъ,—отклонив¬
шіеся отъ церкви были строго преслѣдуемы, и попы пра¬
вославные слѣдили зорко изъ собственныхъ интересовъ
кто исповѣдывается и иричащается; ходя по домамъ въ
праздники съ крестомъ и св. водою наблюдали кто подхо¬
дитъ къ кресту или нѣтъ, кто какъ крестится и замѣчая
раскольника доносили въ приказъ церковныхъ дѣлъ — а
тамъ заковывали, сажали въ тюрьму—за тѣмъ слѣдовали
допросы и истязанія.... Эти строгости были поводомъ къ
тому, что раскольники подкупало священниковъ, а такихъ
подкупныхъ встрѣчалось не рѣдко, платили имъ за то чтобы
они показывали ихъ бывшими на исповѣди; случалась ля Рідііііесі Ьу Азоосіе