Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 188 — рой—было многое и въ главѣ всего преданія отцовъ, дѣ¬
довъ я прадѣдовъ—въ пользу нововведенія Никона и Пе¬
тра говорило народу мало Для нихъ понятнаго, — а на¬
силіе, преслѣдованіе не могло быть убѣдительною силою,—
напротивъ возбуждало недовѣріе, страхъ и ненависть къ
гонителямъ. Въ Москвѣ, не смотря на строгія мѣры преслѣдованія, коли¬
чество и большихъ раскольниковъ увеличивалось все болѣе и
болѣе—преслѣдованіе имѣётъ свою привлекательность—и
по неволи таинственная жизнь раскольвиковъ была по ха¬
рактеру людямъ, питавшимся одними религіозными идея¬
ми, съ примѣсью всѣхъ разнородныхъ суевѣрій того вре¬
мени. Керженскіе лѣса, Поморскія пустыни, Вѣтка, какъ
разсадники — высылали всюду но Россіи и особен¬
но въ Москву своихъ учителей, проповѣдниковъ, церковно¬
служителей. Согласіе Поповщины въ особенности нужда¬
лось въ этихъ присылкахъ. Обряды церковные: бракъ, кре¬
щеніе, причастіе, признавалиоь (не такъ какъ въ безпо¬
повщинѣ) послѣдователями этого толка, — но съ особен¬
ными своими условіями—имъ надобно было попа своего—
не Никоніанскаго. Не въ одномъ низшемъ классѣ крестьян¬
скомъ были раско.:ьники—ихъ было много между дворя¬
нами, купеческими и посадскими людьми — къ нимъ при¬
мыкали и подъячіе и другіе чиновные люди. По мѣрѣ усиленія наблюденій и преслѣдованія за рас¬
коломъ, усиливалось и ихъ рвеніе къ поддержанію своихъ
вѣрованій и къ пріисканію людей, которые были необхо¬
димы для совершенія церковныхъ обрядовъ. Мы передадимъ читателямъ одно слѣдственное дѣло о
раскольничьемъ поиѣ Яковѣ Семеновѣ, изъ котораго виденъ
и народный бытъ того времени и пути по которому шолъ
и развивался тогда расколъ. Михайло Губинъ, родомъ изъ Коломны, изъ посадскихъ Оідііігесі Ьу Соо^Іе