Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
висца и губителя своего діавола древлего нашего супостата
здѣсь живущи на земли отъ онаго Божествеаног* дара миегія
отрѣзаема и свободной жизни лишаѳми, гонами изъ дому въ
домъ изъ мѣста въ мѣсто изъ града во градъ окорбляемы, оз¬
лобляемы, домовъ и торговъ земледѣлства такѳжде и рукодвл-
ства и всѣхъ своихъ прежнихъ промысловъ пачежъ и христі¬
анскихъ добрыхъ дѣлъ и всякаго во благочестіи живущихъ со¬
стоянія и грацкихъ издревле уставленныхъ законовъ лишились,
о суетныхъ своихъ дѣлехъ и вълестныхъ ученіяхъ обычай свой
измѣнили, слова и званіи нашего словаискаго языка н платья
перемѣнили главы и брады обрили и персоны свои ругательски
обезчестили; нѣсть въ насъ вида и доброты и разнствія съино-
вѣрными-лзыки, купно съними пиршествуемъ ядимъ віемъ ве¬
селимся живемъ и посѣгаемъ якоже сушно съ своими Христі¬
аны тожде и съ ними иновѣрными языки и съ иными бесур-
маны послѣдствуемъ ихъ нравомъ и закономъ, забывъ страхъ
Божій и христіанскія законы уничтожили, среды пятка и по¬
стовъ ..... равную съними пищу ядимъ смѣсишася языкомъ
и дѣломъ ихъ навыкоша а свои христіанскія обѣты опровер-
гоша и господина своего оплотъ весь окрадоша и правый путь
у насъ изчезоша, страннымъ и невѣдомымъ путемъ пойдоша и
въ земли забвеніи погибоша а отъ востоку очи свои зажмоша
и глезнѣ свои въ бѣгство на западъ обратиша и неудобной
стремниной путь себѣ многими трудами и потами пріобрѣтоша,
свободныя власти и чести по оному божественному писанію
дарованныхъ намъ отъ Бога отпадоша, видимъ дѣломъ совер¬
шаемо а неписму сему послѣдуемъ. Древеса самыя нужныя въ
дѣлехъ нашихъ повсюду заповѣданы быша, рыбныя ловли и,
торговыя и завоцкія промыслы отняты' многія и вездѣ бѣдами
погружаемы, на правежехъ стоя отъ великихъ и несносныхъ податей и не оброковъ налагаемыхъ гладомъ и стое- ваями и многія отъ того умершвляеми, домы и приходы запу¬
стѣли, святыя церкви обетщали древодѣлей и каменосѣчцовъ от-
гнали плинѳы на созиданія святыхъ божіихъ церквей и домовъ
дѣлать заказали на воздухъ пути намъ къ жизни не указали и
сами себѣ тамошняго пути не сыскали, а пришелцевъ иновѣр¬
ныхъ языковъ щедро и благоутробно за снновлевіе себѣ вос¬
пріяли и всѣми благими ихъ наградили а христіанъ бѣдныхъ
бьючи на правежехъ и с податей своихъ гладомъ поморили и РідШіесІ Ьу Соо^Іе