Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 190 - воли его святой за истиину азъ рабъ Христовъ Иларіонъ по
реклу Докукинъ страдати готовъ. Аминь, аминь, аминь.’ Изъ тетрадей подгячаго Докукина. Глаголетъ псаломникъ: «Господи возлюбихъ благолѣпіе дому
Твоего и мѣсто селеніе олавы Твоея». Нынѣ о святіи отцы и братіе восхвалимъ и мы своими мы¬
сленными сердцы добрыхъ подвигоположниковъ домовъ святыхъ
строителей якоже о нихъ долгъ всегда приносится Христу Богу
во святыхъ церквахъ Божіихъ повсюду. Видимъ какъ издревле все великой Россіи и но всей селен-
нѣй оные создателіе святые отцы и пустынножителіе иже пра¬
ведными своими трудами и потами не отъ сокровищъ великихъ,
но помалу и въ пустыхъ мѣстахъ церкви и обители святыя
созидали и за такія свои подвиги и труды здѣсь велію отъ
насъ честь,, пачежъ и въ будущемъ вѣцѣ нетлѣнныя вѣнцы и
славу отъ Бога себѣ воспріяли. Другія и отъ міру всю свою земную честь и славу во ничто
же вмѣнили и премногое свое сокровище движимое и недви¬
жимое на созиданія оныхъ святыхъ церквей и монастырей себя
истощили, отъ чего всю селенную паче-жъ великій сей цар¬
ствующій градъ Москву и всѣ россійскія грады и страны хри¬
стіанскія яко небо звѣздами, тако святыми церквами и мона¬
стырями украсили и благочестіе тѣмъ просвѣтили. Достойно,
отцы и братіе, сихъ и мы купно съ матеріею нашею святою
церковію честно воспоимъ и праведному ихъ житію послѣду¬
емъ. Дадимъ и мы отъ жребоданіяхъ своихъ хотя мало что
токмо съ усердіемъ и пріятно Создателю нашему вмѣнитца
какъ и двѣ лѣпти пріятны ему суть. Но нынѣ отцы и братіе мало зримъ отъ насъ созидающихъ
ей мало и скудно онымъ первымъ послѣдующихъ и весьма
умалилось и о простите мя Бога ради, что дерзко азъ невѣждо
отъ безумія своего изношу, но болѣзнуя отъ сердца своего,
вамъ сіе рѣку нѣсмъ толико созидающихъ, что расхищающихъ
отъ грабителей, воровъ, разбойниковъ татей иошныхъ и тайно
своихъ дневныхъ святократцовъ оскудѣли святыя церкви бла¬
голѣпіемъ. Глаголю же книхъ своихъ святократцовъ тайно
дневныхъ отъ зборщиковъ и хищниковъ, строителей обмашцн- Оідііігесі Ьу Соо^Іе