Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
—. П4 — наго и паки прошу ораотге мя многогрѣшнаго и недостой¬
наго раба своего вмярака и благословите, а пе кляните, что ва¬
шей святынѣ оіе предложу. Удивляюсь азъ грѣшный величію
Божію и ужасъ одержитъ мя оиущаѳтъ ми сердце и умъ и вся
чувствія моя, аще тако святое благоволеніе его къ вамъ прі-
-иде, ей неомь достоивъ воззрѣли и видѣти высоту небесную и
воя благолѣпія творенія руку его, заве оставилъ путь правды
его и ходилъ въ воли сердца своего ояояннаго и нечувствите¬
ленъ былъ на всякъ день и часъ, яко свивія въ кад«, тако азъ
убогій во грѣовхъ своихъ валялся, но Создатель нашъ Богъ
творитъ елико хощотъ побуждаетъ и естество чинъ, отъ иего
-вся возможна отъ человѣкъ ничтоже. Сію книгу богословскую
святаго отца Григорія Назіанзина внезапу обрвтохъ въ домъ
нѣкотораго человѣка, онъ же по прошенію моему вручи ми ю и
многожде трудихся по ией пріобрѣлъ многоцѣнныя бисеры и
сладкія душеполезныя яди, и предпоставилъ я нѣчто нѣкоему
мало отъ нихъ вкушающимъ, и сіе вкушеніе мнитъ ми си инымъ
въ вечерю сладчайшую, другимъ же иеразумъваю, я помыш¬
ляю какъ бы утроба ихъ не огорчилась вкусомъ ихъ понеже не
млекомъ яко младенцы питаемы, но твердою и ноговидною пи¬
щею угощаеми, ей истинну вѣщаю и утробою моею болю, мно¬
говидно и различно ваше гршнее здѣшне житіе, кому уже неупо-
добимоя быхомъ, зри читателю благочестія въ самой той книгй^
вся изслѣдованны наши грѣшныя путіе, и по истиннъ изобрази¬
тельны стали уже на всякое лѣто, а въ сихъ вышеписаиныхъ
перечневыхъ тетрадцехъ изобразуетъ только нѣкотораго мужа
убога характера дѣломъ гражданиномъ, кромѣ инаго мало что,
и что есть имя характеръ азъ грѣшный неразумѣю, о томъ
вашего отеческаго учительства прошу вразумительства, а по по¬
слѣдованію онаго писанія явствуетъ того характера многія злыя
виды горькія и въ жизни кромѣ иныхъ; и вшъ такого чедовъка
или невѣмъ—Богъ вѣсть, или то благоволеніемъ Божіимъ въ
тамошнихъ полестинскихъ странахъ въ прещедшихъ содѣялось
годахъ, а той образъ такойжде внезапу наёде на насъ, и не
дивно то нѣгдѣ писаніе вѣщалъ единою Богъ глагола а двоя
слышалъ, вы же святіи отцы истинны поборницы; симъ моимъ
безумнымъ дерзновеніемъ не отрините мя отъ сывовленія и
разтворите сіе благоразумнымъ своимъ досмотрѣніемъ. Аминь...» Рідііііесі Ьу і^оосіе