Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 158 — пазуху, перекрестился и вышелъ изъ дому по дорогѣ въ
Преображенское. Это было 2-го марта 1718 года. 2-го марта 1718 г. единственный, день въ который за¬
стѣнки Преображенскаго не отворялись для несчастныхъ.
Наконунѣ еще въ этихъ застѣнкахъ, подъ ударами пала¬
чей, па вискѣ отвѣчали: разстриженный епископъ ростов¬
скій Досифой; Авраамъ Лопухинъ, родной братъ царицы
Евдокіи; сибирскій царевичъ, другъ царевича Алексѣя Пет¬
ровича и Михайло Босой юродивый, переносившій вѣсти о.
царевичѣ Алексѣѣ отъ царевны Марьи Алексѣевны къ ца¬
рицѣ матери. 2-го марта Петръ далъ отдыхъ застѣнкамъ.
Это было Воскресенье православія. По обыкновенію, царь
отправился съ своими приближенными къ обѣднѣ въ цер¬
ковь «на Старомъ дворцѣ». Дорого можно было бы дать,
чтобъ заглянуть въ душу этого необыкновеннаго человѣка
на молитвѣ его ко всевидящему Богу въ эти страшные
дни горя и испытанія. Приносилъ ли онъ тому, кому един¬
ственно считалъ себя обязаннымъ давать отчетъ въ своихъ
дѣйствіяхъ, искреннюю исповѣдь въ тѣхъ поступкахъ, ко¬
торые въ сознательной душѣ должны были бы произво¬
дить борьбу чувствъ родства и дружбы — съ чувствами
оскорбленнаго самолюбія, хладнокровія съ раздражитель¬
ностію, милосердія съ мстительностію?... Или.... но какія
можно дѣлать малѣйшія правдоподобныя предположенія о
нравственныхъ качествахъ чело вѣка, объ которомъ въ этомъ
отношеніи наша исторія только что принялась собирать Фак¬
ты. Подождемъ съ терпѣніемъ—когда соберется доста-'
точно Фактовъ, совокупность которыхъ откроетъ для исто¬
ріи чтб былъ за человѣкъ Петръ какъ человѣку — тогда
найдетоя искусное перо, которое нарисуетъ намъ его пор¬ Рідііііесі Ьу і^оосіе