Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 150 — «жороосіи,—съ имя же и азъ писавый сіе писаніе со воѣ-
«ми любящими святыя восточныя церквя догматы и обы-
«чан и нрѳданія сшитыхъ апостолъ и святыхъ отецъ ообо-
«лѣзную: я сего ради написалъ сицевое писаніе въ исправ-
«лѳніѳ, да нѣкогда вришедъ въ себя его царокое величе¬
ство о сицевыхъ дѣющихся противностяхъ противъ во»
'«сточныя святыя греческія церкви исправится. Архиманд-
«ритъ Александръ.» Никто не зналъ еще о письменномъ этомъ сознанія Алек¬
сѣя Пахомова и 11-го января пришли за нимъ, чтобъ вести
на нытку. Алексѣй предъявилъ свое отчаянное оправданіе.
Да! оно было отчаянное, это былъ собственноручный пас¬
портъ Алексѣя къ жестокой смертной казни. Алексѣй, бу¬
дучи архимандритомъ, лично зналъ Петра и характеръ царя
былъ ему ручательствомъ, что послѣ этого объяснительнаго
оправданія ему не было надежды на прощеніе. Фактъ лю¬
бопытный и не разъяснимый! Алексѣй такъ долго и упорно
запирался, лгалъ въ своемъ допросѣ, и вдругъ, когда сня¬
ли съ него монашество, онъ такъ дерзко обнаружилъ на¬
стоящій образъ своихъ мыслей, руководившій его поведе¬
ніемъ въ монастырѣ противъ царя и царицы! Какой пере¬
воротъ случился въ душѣ его? Не заговорила ли совѣсть о
жестокостяхъ съ монахами? Не вызвала ли она убѣжденіе,
что онъ достоинъ казни, а самолюбіе заставило его идти
на эту казнь очистительною жертвою идей народныхъ про¬
тивъ нововведеній Петра? Письмо Алексѣя было представ¬
лено въ тотъ же день Петру. Онъ прочелъ его и прочелъ со
вниманіемъ. На четвертушкѣ сѣрой бумаги остались въ дѣлѣ
слѣды его чтенія; онъ записалъ: «о мясѣ»—«о бородѣ»—
*о табакѣ»—сдѣлалъ черту- и продолжалъ: что постри¬
жена—что не перекрещивана... Что думалъ Петръ набра¬
сывая эти отрывистыя слова, какое впечатлѣніе сдѣлали на
него объясненія Алексѣя, объясненія, доходившія часто дзъ РідШіесі Ьу ^оосіе