Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 11 — ливаго хозяина винными ягодами и изюмомъ. Левинъ при¬
гласилъ ихъ обѣдать съ собою; завязался разговоръ. — Откуда ѣдете и куда? спросилъ Левинъ. — Изъ Іерусалима отъ гроба Господня въ С. Петер¬
бургъ— смотрѣть антихриста. — КЬкой тамъ антихристъ? — Котораго вы называете царь Петръ Алексѣевичъ—
тотъ и антихристъ. Прибудитъ онъ въ столицу и не долго
тамъ будетъ, отъѣдетъ въ Казань, а въ тѣ времена уже
покою не будетъ... Пришолъ разговоръ и о путяхъ къ спасенію отъ анти¬
христа. Левинъ сообщилъ монахамъ о желаніи своемъ по¬
стричься. Монахи похвалили его намѣреніе и уѣзжая благословили
на доброе дѣло крестомъ съ мощами. Мощи предваритель¬
но показали ему и завернувъ въ бѣлую бумажку, уложили
въ раздвижной ящичекъ, который былъ въ главѣ креста. Этотъ крестъ не оставлялъ Левина до его смерти. Убѣжденіе не полное, смутное, въ слабомъ, болѣзнен¬
номъ умѣ Левина, перешло въ вѣрованіе и это вѣрованіе
еще болѣе укрѣплялось, когда судьба приводила его къ
такимъ исповѣдникамъ, которые, увлеченные раскольничь¬
имъ мнѣніемъ того времени, при исповѣди Левина, что онъ
считаетъ Петра антихристомъ, отвѣчали ему: «и мы за та¬
кого его признаваемъ.» Это повторялось съ нимъ и въ Ма¬
лороссіи. Наступилъ 1748 годъ, совершилось страшное дѣло ца¬
ревича и молва опять разнесла въ народѣ вѣсти, враж¬
дебныя для Петра: «царь не прямой царь, а антихристъ;
приводилъ царевича въ свое состояніе и онъ его не послу¬
шалъ'и за то его и убилъ.» Не одни раскольники и нисшее
духовенство съ ненавистью говорили о Петрѣ. Товарищи
Левина, офицеры Кропотова полка, въ дружескихъ бесѣ¬ Рідііііесі Ьу і^оосіе