Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 140 — «мольцевъ вашихъ съ монастыря не спускалъ и у воротъ *
«поставилъ караульщиковъ съ дубьемъ, чтобъ никого отъ
«монаховъ къ вашему величеству ни съ какимъ доношепіемъ
«не ходили». Къ удовольствію Александра царица Прасковья Ѳедо¬
ровна не дослушала ковца. Она торопилась въ церковь къ
обѣднѣ. Александръ спряталъ прошеніе и по отъѣздѣ ца¬
рицы изъ монастыря приступилъ къ изслѣдованію. На другой же день послѣ отъѣзда царицы, Александръ
пришелъ въ трапезу, и съ злобнымъ наслажденіемъ, слѣдя
взорами за каждымъ монахомъ, началъ читать подаиную
царицѣ жалобу. «Кто писалъ это прошеніе?» спросилъ Але¬
ксандръ. Монахи молчали. Александръ выбралъ нѣсколь¬
кихъ монаховъ и приказалъ ихъ бить плетьми Чтеніе прось¬
бы въ трапезѣ и битье плетьми продолжалось нѣсколько
дней сряду. Наступила страстная недѣля: изслѣдованія А-
лександра по жалобѣ пріостановились. Въ это время онъ
узналъ черезъ кого-то, что жалобу писалъ Тихвинскій по¬
садскій человѣкъ, Кузьма Ѳедоровъ. Александръ восполь¬
зовался этимъ свѣдѣніемъ и еще разъ, на святой недѣлѣ,
къ счастію монаховъ уже и въ послѣдній разъ, опять послѣ
трапезы прочиталъ жалобу и нѣсколькихъ человѣкъ билъ
плетьми. Одновременно съ царицею Прасковьею Ѳедоровною въ
Свирскій монастырь пріѣхалъ коммисаръ Олонецкой верфи
Лупандинъ, прямо изъ приниснаго Введенскаго монастыря. Тамъ къ нему являлся Кириллъ и объявилъ за собою «го¬
сударево слово и дѣло». Старикъ вышелъ изъ терпѣнія и
чтобъ избавиться отъ истязаній Александра ему оставалось
только это средство—и средство тоже страшное. Сказы¬
вающаго слово и дѣло, по принятому тогда порядку, сей¬
часъ же заковывали по рукамъ и ногамъ и отправляли въ
Преображенскую или въ тайную канцелярію—а тамъ дыба Рідііііесі Ьу Сзоосіе