Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 135 — обдумалъ свое положеніе, тяжелую жнзвь въ мояаотырѣ,
а можетъ быть блеснула и надежда быть снова архиман¬
дритомъ — и рѣшился отправиться въ Новгородъ, донести
архіерею о поведеніи Александра. Но не такъ легко было
исполнить это намѣреніе. Александръ не выпускалъ ни¬
кого изъ монастыря. Чтобъ скрыть побѣгъ, Кириллъ уложилъ веСь свой скарбъ
и началъ переносить его въ келью сына своего духовнаго,
свиточника монастырскаго, бѣльца Стеиана Артемьева, ко¬
торый былъ ему преданъ. На бѣду Кирилла, въ то время
какъ Степанъ несъ мѣшки, его увидѣлъ келарь. Степанъ Ар¬
темьевъ смекнулъ, что дѣло не хорошо—келарь донесетъ
архимандриту — и пойдетъ расправа. Степанъ предупре¬
дилъ келаря и самъ побѣжалъ къ Александру объявить о
намѣреніи Кирилла бѣжать изъ монастыря. Александръ велѣлъ отнести къ себѣ всѣ собранные по¬
житки Кирилла, а самъ явился къ нему въ келью. — Куда ты хочешь идти? спросилъ Александръ. — Въ Новгородъ, для выбора долговъ своихъ, отвѣ¬
чалъ испуганный старецъ. Вмѣсто Новгорода, Кириллъ изъ своей кельи попалъ
въ «тюремную», и посаженъ на цѣпь. Сажанье на цѣпь, для насъ, при вашихъ идеяхъ о на¬
казаніяхъ, какъ-то дико, и составляетъ жестокое, тяжелое
наказанье за какое-нибудь уголовное преступленіе. Въ
началѣ XVIII столѣтія, сажанье на цѣпь было дѣло самое
обыкновенное — это- было даже не наказаніе — а первая
исправительная мѣра. Вездѣ, по всей Россіи, въ деревняхъ,
въ городахъ, въ приказахъ, въ канцеляріяхъ, при первомъ
«противномъ» поступкѣ, сейчасъ сажали на цѣпь. Это обы¬
кновеніе такъ было общепринято, что даже въ присут¬
ственныхъ мѣстахъ, въ случаѣ грубости или пьянства
какого-нибудь подъячаго иля копіиста, секретарь безъ РідШіесІ Ьу Соо^Іе