Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 125 — «Л впредь съ сего числи въ вѣрѣ православной и въ
«церкви православной кафолической, въ ней же пребываетъ
«благочестивѣйшій нашъ государь царь Петръ Алексѣевичъ
«и вси духовнаго и мирскаго чина правовѣрующіе христіа-
«не, въ соединеніи быть хощетъ до кончины жизни своей
«непремѣнно». «А прежде бывшихъ еретиковъ и противниковъ святыя
«церкви и имъ послѣдовавшихъ и нынѣ послѣдующихъ,
«ихъ же святая соборная церковь яже въ Москвѣ прокли-
«наетъ, и онъ ихъ проклинаетъ же и ана«емѣ предаетъ.» «Такожъ и показаннаго отца своего Аввакума за нраво-
«славнаго не пріемлетъ и вмѣняетъ его за сущаго святѣй
«церкви противника и всѣхъ злыхъ его дѣлъ отрицается». «И въ указныхъ де 716 и 717 годѳхъ во исповѣди онъ
«не былъ. А въ 718 и 719 годехъ исповѣдывался у попа
Іакова, что на Псковскомъ подворьѣ, а святыхъ тайнъ не
«причащался отъ своего произволенія. Авъ нынѣшнемъ 720
«году во исповѣди былъ и святыхъ тайнъ причащался, у
«Екиманскаго попа, что въ Кадашевѣ, Тихона Леоньтева». Изъ приказа церковныхъ дѣлъ Иванъ Аввакумовъ былъ
присланъ въ Петербургъ и, 29 октября 1720 года, препро¬
вожденъ Макаровымъ къ П. А. Толстому, члену тайной
канцеляріи. Толстой въ присутствіи архимандрита невскаго,
Ѳеодосія, въ подтвержденіе вѣры допрашивалъ еще Иванъ
Аввакумова. Онъ отвѣчалъ: «Въ вѣрѣ православной кафолической быть онъ желаетъ
«отъ усердія, въ которой и нынѣ есть и стоитъ въ томъ не-
«премѣнно, а отъ раскольниковъ отрицается й ихъ прокли-
«наетъ». Ноября 18,17 28 года, Иванъ Аввакумовъ для исправленія
отправленъ въ Невскій монастырь но Архимандритъ Ѳеодо¬
сій затруднился принять Аввакумова и возвратилъ его къ
П. А. Толстому съ слѣдующимъ йисьмомъ: Оідііігесі Ьу Соо^Іе