Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— ІІГ пророкъ, всѣхъ перепласталъ въ одинъ день, не осквернилъ
бы тѣмъ рукъ, а освятилъ бы, паю». И затѣмъ, понося па¬
мять Царя Алексѣя Михайловича, ругая Патріарха Іоакима,
называетъ себя протопопомъ, хотя уже и былъ лишенъ
этого сана и посылаетъ Царю благословеніе. Патріархъ
Іоакимъ сталъ настоятельно' требовать казни расколоучи¬
телей, изъ дальнаго Пустоозерска поддерживавшихъ и рас¬
пространявшихъ расколъ повсюду. «За великіе на Царскій1
домъ хулы» было повелѣно сжечь ихъ. Казнь была испол¬
нена 1-го апрѣля 1681 г. въ великій пятокъ. На площади
построили срубъ изъ дровъ, и на немъ привязали Аввакума,
Лазаря, Епифянія и НикиФора. Собрался народъ и снялъ
шапки... дрова подожгли — замолчали всѣ; Аввакумъ сло¬
жилъ двуперстный крестъ и началъ говорить народу:
«вотъ будете этимъ крестомъ молиться—во вѣкъ не по¬
гибнете, а оставите его — городокъ вашъ погибаетъ, пе¬
скомъ занесетъ; а погибнетъ городокъ настанетъ и свѣту
конецъ!...» Огонь хватилъ казнимыхъ и одинъ изъ нихъ за¬
кричалъ—Аввакумъ наклонился къ нему и сталъ увѣще¬
вать... Такъ и сгорѣли. Въ Пустоозерскѣ за лѣсомъ есть
площадка, тамъ крестъ стоитъ и зовется Аввакумовымъ.
Раскольники считаютъ Аввакума мученикомъ и имѣютъ
иконы его. Судя по этимъ иконамъ Аввакумъ былъ высо¬
каго роста, широкъ въ плечахъ, съ длинной сѣдой боро¬
дой, кудрявыми сѣдыми волосами, имѣлъ большія глаза,
прямой, тонкій носъ, лицо сухощавое (*). Вотъ вкратцѣ исторія этого знаменитаго ересеначаль¬
ника; возвратимся теперь къ его сыну. Въ 1717 году ію¬
ля 1-го, церкви Вознесенія, что за Серпуховскими воро¬
тами, священникъ Иванъ Ѳеоктистовъ и діаконъ Алексѣй (*) Примѣчаніе. Извлечено преимущественно изъ Энциклопедическаго
Лексикона ст. Аввакумъ. Рідііііесі Ьу Азоосіе