Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
кричала Аввакумъ». Говори Діонисій Патріархамъ: какъ вы
прибивши редовѣка, станете обѣдню-то служить?» Архіе¬
реи сѣлр, а Аввакумъ лёгъ у дверей, говори, «вы посидите
а я полежу.» Реѣ засмѣялись; русскіе говорили: «дуракъ
Аввакумъ и Патріарховъ не почитаетъ». Мы юроди Христа
рада, отвѣчалъ онъ. Тѣмъ увѣщанье и кончилось. Бъ со¬
борномъ дѣяніи записали: «какъ увѣщенъ бѣ къ обраще¬
нью, тщетенъ трудъ и жданіе. бяще, тѣмъ же градскимъ
судомъ ра заточеніе посланъ въ острогъ Пустоозерскій».
Сообщниковъ его казнили, а Аввакуму смертная казнь
была замѣнена ссылкою въ Дустоозерскъ по ходатайству
Царицы* Ему даже не вырѣзали языка, какъ Лазарю и
Епифэнію, съ которыми онъ и. Никифоръ протопопъ Сим¬
бирскій, былъ сосланъ въ Пустоозѳрскъ. Но въ застѣнкѣ
Московскомъ онъ получилъ 70 ударовъ кнутомъ. Бъ концѣ, 1667 г. Аввакумъ привезенъ въііустоозерскъ
и посаженъ въ земляную тюрьму — но изъ этой тюрьмы
оцъ не переставалъ писать письма и посланія въ Москву и
въ другія мѣста. Четырнадцать лѣтъ просидѣлъ онъ въ
.этомъ заточеніи и наконецъ вызвалъ рѣшеніе судьбы сво¬
ей дерзкимъ письмомъ къ Царю Ѳедору Алексѣевичу.—На¬
чало письма скромное, почтительное и покорное; «Благого
и, преблагого и всеблагого Бога вашего благодатному
устрорніщ блаженному и нреблаженному и всеблаженному
Государю нашему, свѣту свѣтику, русскому Царю и вели¬
кому Князю Ѳеодору. Алексѣевичу — не смѣю нарещись
богомолецъ твой, но яко ни извергъ и непричастенъ, но¬
гамъ твоимъ издалека вопію, яко мытарь: милостивъ буди
Господи! Подстилаю главу и весь органъ тѣла моего со
гласомъ: милостивъ буди мнѣ, Господи!...» Но затѣмъ Ав¬
вакумъ говоря о Патріархѣ и Архіереяхъ, измѣняетъ тонъ
письма и приходитъ въ ожесточеніе: «А что Государь
Царь? Какъ бы ты мнѣ далъ волю, я бы ихъ, что Илья Рідііііесі Ьу Азоосіе