Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
8 - были тогда распространены въ народѣ ■ мы разскажемъ
изъ подлиннаго дѣла объ одномъ восторженномъ, даже до
безумія, послѣдователѣ ученія Талицкаго. Въ 1695 г. въ Пензенскомъ уѣздѣ, въ селѣ Левинѣ, про¬
живалъ служилый человѣкъ Андрей Левинъ. У него было
два сына. Старшій, Герасимъ, былъ уже на службѣ въ
драгунахъ; младшій жилъ при отцѣ, выучился у дьячка
читать и писать и, не имѣя никакого дѣла, проводилъ
весьма часто время въ бесѣдахъ съ священникомъ сво¬
его села, приверженцемъ старины, даже раскольникомъ,
потому что крестился по старому, «слагая большой перстъ
съ двумя меньшими*, чему научилъ и молодаго помѣщика.
Въ это время по всей Россіи разнеслись вѣсти о стрѣлец¬
комъ бунтѣ, о казни стрѣльцовъ со всѣми ея ужасами, по¬
ражавшими народъ, о заточеніи царевны Софьи Алексѣевны
въ монастырь. Эти вѣсти переходили въ народную молву,
искаженныя противъ истины, съ прибавленіемъ тѣхъ вы¬
мысловъ, которые порождаетъ всегда въ этихъ случаяхъ
воображеніе, прилаженное къ современному направленію
идей и религіозныхъ убѣжденій. Петръ Первый уѣхалъ за
границу—въ народѣ разнеслась молва, что прямой царь по¬
шелъ за море и тамъ удержанъ. Петръ возвратился—нѣтъ,
это уже не прямой царь, но преобразился въ антихриста.
Народу тяжка всегда война, и вотъ послѣ неудачной Азов¬
ской компаніи народъ толкуетъ: ходилъ онъ войною на
Азовъ и гдѣ что ни возьметъ, пушки и города, отдаетъ
назадъ, а людямъ чинитъ разоренія, отчего-де стало все
государство пусто. Доходили и въ Левино эти толки. Василія Левина надѣ¬
лила природа воображеніемъ пылкимъ, характеромъ впе¬
чатлительнымъ, довѣрчивымъ и слабымъ. Въ деревнѣ Ле¬
вина уже проявлялись нескромные проповѣдники изъ рас¬
кольниковъ о томъ, что Петръ антихристъ и крестьяне Рідііііесі Ьу і^оосіе