Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— ш ѳему архіереямъ. «И было смятеніе въ церкви и въ тоже
время было великое нестроеніе вверху т. е. во дворцѣ:»
Царь Алексѣй Михайловичъ поссорился съ Царицею Ма¬
ріею, которая стояла за Аввакума, уѣхалъ въ Преобра¬
женское, гдѣ и пробылъ цѣлую недѣлю. Многіе бояре бы¬
ли тоже на сторонѣ Аввакума, особенно князь Воротын¬
скій и князь Иванъ Андреевичъ Хаванскій, содержавшій
Аввакума на свой счетъ и извѣстный въ послѣдствіи по
Стрѣлецкому бунту. Хованскаго въ это время, за излиш¬
нюю приверженность къ раскольникамъ, наказали бато¬
гами. Разстриженный Аввакумъ былъ посаженъ въ патріар¬
шій дворъ, а потомъ отвезенъ въ Угрѣшскій монастырь, и
чтобы люди не видали, его везли болотами, а не доро¬
гой. Въ Угрѣшскомъ монастырѣ Аввакумъ просидѣлъ въ
тюрьмѣ болѣе 4-хъ мѣсяцевъ, затѣмъ опять переведенъ
въ Боровскій Паенутьевъ монастырь гдѣ сидѣлъ въ тюрь¬
мѣ безъ малаго годъ и распространилъ расколъ между
монашествующими. Наконецъ повезли его опять въ Мо¬
скву для новыхъ увѣщапій передъ лицомъ восточныхъ
Патріарховъ Александрійскаго и Антіохимскаго. Увѣща- ч нія происходили въ Чудовѣ монастырѣ, черезъ перевод¬
чика архимандрита Діониоія, потому-что Патріархи по-рус¬
ски не разумѣли. Восточные Патріархи объяснили Авваку-
куму, что въ Россійской церкви нововведеній никакихъ не
учинено, и что всѣ православные на востокѣ содержатъ
тѣ самые обряды, которые и теперь въ Москвѣ соблю¬
даютъ — и что онъ одинъ стоитъ въ упорствѣ и заблуж¬
дается. «У васъ православіе пестро отъ насилія Турецка¬
го» отвѣчалъ имъ Аввакумъ «и дивить на васъ нельзя,
что немощны стали. Пріѣзжайте и впередъ къ намъ учить¬
ся.» Патріархи не понимали Аввакума, а русскіе архіереи
стали горячо упрекать Аввакума въ дерзости. Его стали
бить; и потащили вонъ изъ полаты: «постой, не бейте! за¬ Оідііігесі Ьу Соо^Іе