Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 114 — именуя себя: рабомъ и посланникомъ Іисуса Христа, стра¬
дальцемъ, юзникомъ за вѣру, протосингеломъ россійскія
церкви, такъ прошелъ 1665 г. Между-тѣмъ въ Москвѣ
собрали соборъ аяя суда надъ Никономъ и для устройства
церковныхъ дѣлъ. Главныхъ расколоучителей для собор¬
наго увѣщанія стали свозить въ Москву, въ Февралѣ 1666
г. привезли и Аввакума. Здѣсь сталъ было его увѣщевать
Павелъ Митрополитъ Крутицкій, заклятый врагъ Аввакума.
Увѣщаніе кончилось обоюднымъ ругательствомъ и едва не
дошло до драки. Аввакума увезли въ Боровскъ и заклю¬
чили въ ПаФнутьевскомъ монастырѣ подъ началъ. Присы¬
лали и сюда увѣщателей: Ярославскаго дьякона Козьму и
дьяка Патріаршаго приказу. Объ этихъ увѣщателяхъ Авва¬
кумъ разсказываетъ такъ въ своей автобіографіи: «Тоже
да тоже говорятъ—долго ли тебѣ насъ мучить? соединись
съ нами. А я отрицаюсь, что отъ бѣсовъ, а они пуще въ
глаза лѣзутъ, и сказку имъ тутъ написалъ съ большою
укоризною и бранью. А Козьма тотъ незнаю какого духа
человѣкъ — въ явѣ меня уговариваетъ, а въ тайнѣ под¬
крѣпляетъ еще, говоря: протопопъ, не отступай ты отъ
стараго благочестія; великъ у Христа человѣкъ будешь,
какъ дотерпишь до конца». Черезъ два съ половиною мѣ¬
сяца Аввакума взяли опять къ Москвѣ. Въ Патріаршей
крестовой палатѣ, передъ соборомъ руоскихъ архіереевъ,
Аввакумъ былъ подвергнутъ увѣщанію. «Стязянъ быша
(сказано въ 4-мъ дѣяніи собора) и нѳпокорися клеветникъ
и мятежникъ, паче же злобѣ злобу прилагая, укори въ ли-
це весь освященный соборъ, вся неправославными нари-
цая; тѣмъ же правильно осудиша іерейства лишенъ быти и
анаѳемѣ предатися. 13-го мая 1666 г. въ Успенскомъ
соборѣ Аввакумъ, вмѣстѣ съ Ѳедоромъ діаковомъ раз¬
стригли и прокляли. Когда протодьяконъ возглашалъ имъ
анаѳему, Аввакумъ, а за нимъ и Ѳедоръ возгласили ана- Рідііііесі Ьу Азоосіе