Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
еще Богъ привелъ свидѣться!* много бесѣдовалъ о Сиби¬
ри, и приказалъ дать ему помѣщенье въ. Кремлѣ на под¬
ворьѣ Новодѣвичьяго монастыря, Аввакуму предложено
было любое мѣсто, вц всей Москвѣ и даже была рѣчь, что¬
бы сдѣлать его Царскимъ духовникомъ. Но вскорѣ обна¬
ружилось что Аввакумъ противникъ не Никона, а господ¬
ствующей церкви. Отсутствіе Никона не смягчило Авва¬
кума, который видя въ церквахъ богослуженіе по новому
порядку, снова началъ проповѣдывать противъ іновществъ"
укоряя и ругая духовенство и порицая обряды. Марго
явилось у него послѣдователей не только въ простомъ на¬
родѣ, но и въ высшихъ классахъ обществъ. Для нихъ овъ
писалъ проповѣди, хуля исправленіе Сѵмволъ Вѣры, тре-
перстное сложеніе, и прочѵ а наконецъ объявилъ что не
слѣдуетъ принимать таинство отъ тѣхъ священниковъ, ко¬
торыя служатъ по новоисправленнымъ обрядамъ. — Все
болѣе и болѣе распространялось между народомъ, боль¬
шею частію безграмотнымъ, ученіе Аввакума, — ду¬
ховное правительство обратило вниманіе Царя Алексѣя
Михайловича на Аввакума и просило обуздать его своево¬
ліе. Царь послалъ къ Аввакуму Грнгорья Стрѣшнева съ со-
вѣтомъмолчать и нераспространять проповѣдрй въ народѣ.—
Въ отвѣтъ Аввакумъ подалъ Царю челобитную чтобъ
Никонъ лищець былъ Патріаршества». Государь разгнѣ¬
вался, но все еще любя Аввакума, ограничился выгово¬
ромъ за то, что онъ отбиваетъ народъ отъ церкви. Но
Аввакумъ не унимался и продолжалъ возбуждать умы про-
тиву православной церкви—тогда отправили его съ семей¬
ствомъ въ Мезень, оставивъ ему санъ протопопа, но съ
запрещеніемъ служить. Въ Мезени онъ продолжалъ устно
и письменно распространять свои ученія, посылая граматки
въ Москву, Боровскъ и другія мѣста къ своимъ привер¬
женцамъ и наконецъ началъ писать окружныя посланія Рідііііесі Ьу і^оосіе