Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 112 — меоаъ далъ Аввакуму мѣсто при одной церквѣ, гдѣ онъ и
прожилъ съ годъ. Въ Тобольскѣ Аввакумъ ссорился съ
разными чиновными лицами: такъ, заступись за дьяка Ан¬
тона, высѣкъ архіепископскаго дьяка Ивана Струну въ
церкви ремнемъ—(онъ самъ объ этомъ разсказываетъ въ
своей автобіографіи). Произошелъ отъ того мятежъ и цѣ¬
лый мѣсяцъ Аввакумъ долженъ былъ прятаться, чтобы
его не бросили въ воду. Симеонъ, въ это время былъ въ
Москвѣ/и когда возвратился, то Аввакумъ успѣлъ возста¬
новить его противъ Струны и въ недѣлю православія они
оба возгласили ему анаѳему за потворство кровосмѣшенію.
Произошло въ соборѣ смятеніе, за что архіепископъ Си¬
меонъ съ Рождества 1657 до Рождества 1658 г. былъ
подъ запрещеніемъ, а Аввакума отправили дальше въ Си¬
бирь. Въ это время Енисейскому воеводѣ Аѳонасью Паш¬
кову велѣно было идти въ новую Даурскую землю съ рат¬
ными людьми и пріискать въ этой землѣ пашенныхъ мѣстъ
со всякими угодьи и въ такихъ мѣстахъ ставить новые
остроги. Аввакума прикомандировали къ Даурской экспе¬
диціи въ санѣ священника. Экспедиціи ходили въ рѣку
Нерду, поставили остроги Нерчинскъ, Албазинъ, Иркутскъ,
Балачинокъ и др. Аввакумъ былъ вездѣ съ Пашковымъ и
между прочимъ служилъ молебенъ на р. Амуръ при осно¬
ваніи Албазина. Какъ прежде такъ и теперь Аввакумъ по
безпокойному своему характеру не могъ ужиться мирно и
безпрестанно ссорился и съ Пашковымъ и съ его сыномъ
и со всѣми участниками экспедиціи. Между-тѣмъ въ Мо¬
сквѣ обстоятельства перемѣнились въ пользу Аввакума.
Патріархъ Никонъ подвергся опалъ Царской, удалился изъ
Москвы и жилъ въ своемъ Новомъ Іерусалимѣ. Враги Ни¬
кона вспомнили объ Аввакумѣ и возвратили его въ Мо¬
скву въ 1664 г. Здѣсь онъ былъ представленъ Царю. «Здо¬
рово ли протопопъ живешь? спросилъ Царь Аввакума вотъ Рідііііесі Ьу і^оосіе