Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— іи сложеніи трехъ перстовъ, и о поклонахъ подали Государю»...
Это было въ 1655г. Въ челобитной, Аввакумъ и его сотовари¬
щи просили Государя возстановить прежній іосифовый чинъ
службы. Царь Алексѣй Михайловичъ оставилъ это прошеніе
безъ вниманія. Снисхожденіе Царя и сильныя связи при дворѣ
ободрили Аввакума. У него были приверженцы при дворѣ;
сама Царица ему покровительствовала и двѣ боярыни, до¬
чери самаго приближеннаго къ ней человѣка, Прокопья Ѳе¬
доровича Соковника, вѣдавшаго Царицину мастерскую па¬
лату: Ѳедосья Прокопьевна, жена боярина Глѣба Ивано¬
вича Морозова, слѣдовательно свойственница Царицы и
княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова сдѣлались самыми
ревностными послѣдовательницами Аввакума.—Надѣясь на
свои связи Аввакумъ пустился проповѣдывать народу —
его схватили во время совершенія всенощной въ Казан¬
скомъ соборѣ. Патріаршій бояринъ, Юрій Нелединскій взялъ
его и отвелъ въ тюрьму въ Андроньевъ монастырь. Съ
нимъ было взято 60 приверженныхъ ему Стрѣльцовъ. Бъ
тюрьмѣ этой будто «явился ему ни то ангелъ, ни то чело¬
вѣкъ» и накормилъ его щами съ хлѣбомъ.—На другой день
привели его на судъ въ крестовую Патріарха: много увѣ¬
щевали, но Аввакумъ ни какъ не хотѣлъ покориться и на
вопросы отвѣчалъ ругательствами, смѣшивая ихъ съ тек¬
стами Св. Писанія. Сентября 15 дня 1665 г. назначено
было разстричь его, но Царь Алексѣй Михайловичъ, помня
Аввакума и убѣжденный Царицею и приверженцами Авва¬
кума изъ царедворцевъ, упросилъ Никона неразстригать
его. Аввакума прямо изъ Успенскаго собора отправили въ
Сибирскій Приказъ, сдали дьяку Третьяку Башмакову, то¬
же раскольнику, а потомъ отправили съ семействомъ на
житье въ Сибирь. Его довезли до Тобольска; здѣсь Архіе¬
пископъ былъ землякъ Аввакума, Симеонъ, раздѣлявшій
его убѣжденія относительно Никона и его дѣйствій. Си- Оідііігесі Ьу Соо^Іе