Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— юр — воевода не разъ бнлъ за эхо Аввакума и однажды иску¬
салъ ему пальцы. Въ Юрьевцѣ Цовольскомъ поживши только «осемь» недѣль,
Аввакумъ чѣмъ-то всѣхъ раздрожилъ до того что человѣкъ
съ тыоящу и съ полторы, вытаща его, били багажьемъ и
топтали, а попы и бабы, которыхъ онъ будто бы унималъ
отъ нѣкоторыхъ грѣховъ, вопили: убить вора, бл.... сына
да и тѣло собакамъ въ ровъ кинемъ. Аввакумъ ушелъ сна¬
чала въ Кострому, затѣмъ въ Москву. Въ Лодатицахъ и въ Юрьевцѣ и послѣ того, Аввакумъ
занимался изгнаніемъ бѣсовъ изъ людей посредствомъ от¬
читыванья,—этимъ онъ пріобрѣлъ извѣстность знаменитаго
заклинателя чертей, за что, по словамъ его, не разъ и са¬
мому ему доставалось отъ чертей. Онъ извѣстенъ былъ
также большою начитанностью: всѣ церковныя книги то¬
гдашняго времени онъ изучилъ и многое изъ нихъ зналъ
наизусть, читалъ даже библію, что было рѣдкостью въ то
время. При такой начитанности прослылъ онъ повсюду за
человѣка ученаго и сказывалъ проповѣди въ Юрьевцѣ и
Москвѣ, поучалъ крѣпко держаться обрядовъ и энергиче¬
ски порицалъ всякаго рода нововведенія. Проповѣдывалъ
онъ языкомъ народнымъ, употребля.я и слова бранныя, по
нынѣшнему неприличныя. Послѣ смерти протопопа Силы,
Аввакуму предлагали мѣсто настоятеля придворной церкви
Спаса за Золотой Рѣшеткой; нц «азъ не порадѣлъ о томъ*
говоритъ Аввакумъ въ своей автобіографіи. Въ Москвѣ проживалъ онъ у священника Московскаго
Казанскаго Собора Неронова и вѣдалъ его церковь когда
тотъ куда отлучался. Патріархъ Іосифъ сдѣлалъ его справщи¬
комъ церковныхъ книгъ, подъ главнымъ надзоромъ боярина
дворецкаго Князя Львова, начальника печатнаго двора. Здѣсь
трудился онъ вмѣстѣ съ другомъ своимъ Нероновымъ, и
протопопами Никитою Пустосвятымъ Суздальскимъ, Дани- Рідііііесі Ьу Азоосіе