Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 108 слѣ женитьбы былъ онъ посвященъ въ дьяконы, а черезъ
два года (около 1640) въ попы села Лопатицъ (Макарьев¬
скаго уѣзда Нижегородской губерніи). Аввакумъ былъ
нрава крутаго и имѣлъ ревность не по разуму, что и до¬
ставило ему не мало непріятелей и непріятностей. Въ Ло-
патицахъ, по разсказу самаго Аввакума, съ нимъ было
слѣдующее происшествіе: пришли къ нему въ село скомо¬
рохи съ медвѣдями и съ бубнами и съ долерами, по Хри¬
стѣ ревнуя, онъ изгналъ ихъ, а хари и бубны изломалъ,
одинъ на многихъ напалъ и медвѣдей двухъ великихъ от¬
нялъ — одного ушибъ, но паки ожилъ, а другаго пустилъ
въ поле. «Въ это время (1648 г.) бояринъ Василій Петро¬
вичъ Шеремётьевъ ѣхалъ Волгою на воеводство въ Ка¬
зань; скоморохи, пожаловались ему, какъ начальнику края,
на Аввакума. Шереметьевъ призвалъ къ себѣ Аввакума на
судё и побранилъ его за самоуправство, а сынъ Шере¬
метьева, Матвѣй, послѣ побранки подошелъ къ Аввакуму
подъ благословеніе. Но Матвѣй Шереметьевъ брилъ бо¬
роду — и Аввакумъ не благословилъ его, а еще об¬
ругалъ. За .это Василій Петровичъ Шереметевъ велѣлъ
ревностнаго попа бросить въ Волгу. Утонуть Аввакуму не
дали, но съ ругательствомъ протолкали въ шею на берегъ. Приходъ Аввакума принадлежалъ къ Епархіи Патріарха,
и по этому Аввакумъ долженъ былъ ѣздить иногда въ
Москву — въ эти поѣздки свелъ онъ дружбу съ высшими
лицами тогдашняго бѣлаго духовенства, особенно съ братья¬
ми Нероновыми и царскимъ духовникомъ Стефаномъ Во-
нйФатьевымъ; сдѣлался извѣстенъ и Патріарху Іосифу. Аввакума перевели въ Юрьевецъ протопопомъ. Здѣсь
онъ не ужился съ воеводою. Причиною тому была без¬
нравственная жизнь воеводы, у котораго была любовница.
Аввакумъ отнялъ ее у воеводы и отвелъ къ ея матери: Рідііііесі Ьу АзО< , Іе