Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
м и ф о л о г ия

КОСМОС
Создатели звериного стиля существовали в трех мирах: Верхнем, Среднем
и Нижнем, каждым из которых управляли свои боги, вернее, Духи. Все
три мира были примерно равнозначны, и жизнь в каждом зеркально отображалась в другом. Если люди погибали в Среднем мире, они рождались
в Нижнем. Если песня в Среднем мире уже забыта, значит, она только что
создана в другом Мире, а недавно отлитый амулет в Среднем мире только
что потерян наверху. Авторы — сказители, литейщики, резчики, кузнецы — не изобретают новое, а открывают дверь в иной мир, где созданное
ими уже существовало. Ночь и день чередуются в этих мирах, и люди Нижнего мира — левши. Люди Нижнего мира становятся со временем моложе и превращаются в младенцев. У обских угров до сих пор существует
старинный обычай ломать на могилах вещи умерших, ведь они возникнут
в мире ином целыми и будут нужны ушедшему туда хозяину. Поскольку
окончательной смерти не существовало, бьярмы были, в сущности, бессмертны. Богиня Земли следит за порядком. Она хранит души людей, отмеряет срок жизни в нашем мире.
Миры были проницаемы, но не для всех. Проникать через барьер могли
крылатые боги, священные птицы и герой-хранитель, крылатый человеколось. С помощью птиц и богинь через границу миров могли путешествовать
шаманы. Мы помним, что явления в трех мирах зависели друг от друга. Благодаря перемещению, шаманы корыстно или бескорыстно воздействовали
на события нашего мира и заглядывали в будущее. Герои, побывавшие в
параллельных мирах, приносили людям волшебные дары и умения.
Великие реки Кама, Вишера, Сылва, Конда, Обь омывали миры, текли
от горизонта к горизонту, из Нижнего мира в Верхний, на Небо и обратно.
По небу протекала великая река — Млечный путь, которую бьярмы называли Дорога птиц. Так создатели звериного стиля предугадали круговорот
воды в природе.

КОСМОГРАММА
Как была устроена эта Вселенная, на что опиралась Земля? В древнем Иране считали, что Землю поддерживает бык, который находится на огромной
рыбе, плывущей в Мировом океане. Изображение такой космограммы
бьярмы могли встретить на иранских блюдах.
На Урале бык превратился в лося, стоящего на рыбе, Землю считали лосихой. По другому мифу, гибрид из бобра и других животных стоит на спине
огромной щуки. На спине гибрида иногда — герой Альви, он же человеколось Мэнло, он же Мир-Сусне-Хум, как его называли манси. Впоследствии
Мир-Сусне-Хум сменит гибрида на коня и возьмет в руки саблю. Таким увидят его этнографы в металлопластике манси.
Мир бьярмов был не похож на наш. Зато наш мир во многом сохранил
родовые черты древней цивилизации. Об этом, а также о людях — создателях уральского бронзового пантеона богов и героев — мы поговорим
в этой книге.

Рис. 1
Фигура лося на рыбе.
Гайнский район Пермского края

Рис. 2
Гибрид бобра с хищным зверем расположен
на гибриде рыбы с наземным животным.
р. Конда, ХМАО-Югра

Рис. 3
Герой на двух гибридах: рыбе с лапами
и собаке с хвостом выдры.
г. Сургут, ХМАО-Югра

Эти космограммы из Пермского края и
Приобья показывают представления
бьярмов и предков обских угров о строении
космоса.
В амулете из Приобья на гибридах
изображен герой, Мир-Сусне-Хум, сын
небесного бога, «смотрящий за миром».
В дальнейшем герой обзаведется саблей
и сменит пермского ящера-собаку
на коня. Именно таким он известен
по металлопластике угров и покрывалам
с «Небесным всадником»

м и ф о л о г ия

7