Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Мис-нэ
По многочисленным преданиям, мис-нэ могли
вступать в связь с охотниками, принося удачу.
В одном из сказаний описывается, как мис-нэ
предлагает себя охотникам, однако те, заметив
на ноге мис-нэ копыто лося, отвергают ее.

в ямы у подножия семи столбов огромного круга. Мать-богиня Земли должна была принять дары и закрыть землю, горевшую под ногами. Пусть беды
останутся далеко внизу, в темном мире предков. «Да будет так», — трижды
крикнул шаман в небо, словно услышав мысли князя. Вождь поднял голову.
Над лесом и рекой парил коршун. Воинственная птица летела против хода
солнца, по кругу мертвых. Боги не услышали Ойку.

Затем ситуация повторяется, но на ноге у
лесной женщины оказывается копыто дикого
оленя, затем — лошади. Обиженная отказом
мис-нэ говорит охотникам: «Если вы кормиться
не хотите, езжайте! Если вам не нужна богатая

Обломки бронзового котла с изваяниями богинь археологи нашли около
деревни Курган Чердынского района Пермского края в 1957 году. Обряд
Семи котлов был описан в 1922 году финским ученым Карьялайненом после
этнографической экспедиции на Урал, к хантам и манси.

зажиточная изба, езжайте!» Когда охотники
вернулись домой, то увидели, что от их жилищ и
амбаров остались лишь пустые стены, а вместо
стада оленей оказался сухостой.

м и ф о л о г ия

Энциклопедия уральских мифологий

Духи
Скандинавская мифология богата не только богами (асами), великанами
(турсами) и великими героями. В ней присутствует множество духов —
вполне фольклорных персонажей: карлики, гномы (цверги), тролли, эльфы и пр. На основе этого богатства Толкиен создал свое Средиземье, из
этой кладовой брали сюжеты и персонажей другие авторы. Мифология
бьярмов, жителей средневекового Прикамья и Зауралья тоже интересна.
К сожалению, на Урале не было своего Снорри Стурлусона и Саксона Грамматика. Никто не записывал в XII веке предания жителей Урала. Поэтому
приходится собирать их в фольклоре хантов и манси, записанных только в
XIX ­– XX вв. Но даже по этим этнографическим сведениям можно составить
представление о богатстве средневековой мифологии Урала.
Пространство бьярмов было наполнено мириадами духов, живущих в
параллельных мирах и шныряющих между ними. Главные духи — это мировые божества и духи предков. У бьярмов, как у хантов и манси, предки
входили в состав семейных, родовых и деревенских духов-покровителей
(хант. — тонгх). Считалось, что эти духи защищают семью, клан от болезней, помогают в войне, охоте, рыболовстве, торговле. При этом в тонгха
могли превратиться лишь члены рода, которые обладали выдающимися
качествами.
Домашние духи различались по своим силам и способностям. Нередко
удача какого-нибудь человека объяснялась способностями его домашнего
духа, который приобретал славу, и к нему начинали обращаться из других
семей. Так семейный дух приобретал статус общественного. Хозяин угощал
своего духа, просил у него благополучия семье, удачи в промысле (Кулемзин. Ханты). У рек, гор, озер были свои духи, которых надо было непременно умилостивить, чтобы перейти реку, забраться на гору, наловить рыбу.
Свои духи следили за домом, полем. Особые духи направляли в цель оружие, следили за работой инструментов. Полные изображения или голову
животных вырезали на конце грифа арфы, на рукоятках черпаков. Головы
орлов венчали колчаны с оперенными стрелами, навершия с медведями
укрепляли рукояти ножей. Рождающие огонь кресала работали при помощи
духов-помощников: птиц, коней, лосептиц.
Духи жили везде. Лес, поле, реки, озера и дома людей населяли неуловимые создания. Это были добрые и злые духи, мстительные или незлобивые,
щедрые или не очень. Смотря, как договоришься, как исполнишь обряды,
принесешь жертву. С некоторыми лучше не встречаться вообще, здесь не
72

м и ф о л о г ия