Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
всем. И какое бы животное ни пошло по этому снегу, проваливается в него
и умирает в нем, кроме собак и легких животных, вроде лисицы и з­айца, а
они проходят по нему легко и быстро. А шкуры лисиц и зайцев в этой стране
белеют так, что становятся вроде ваты, таким же образом белеют и волки.
В области Булгара их шкуры белеют зимой.
А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем
жители Вису везут их в Йуру, и (ее жители) покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там,
нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи, то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую
(рыбу) преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И
спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба
не может достать меньшую и возвращается в море.
Выходят жители Йура в море на судах и отрезают (мясо) от ее боков,
а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее
мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она
у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море
меч, берет от рыбы долю. А иногда поднимается вода моря, и всплывает эта
рыба и возвращается в море… Говорят: действительно, если жители Йура
не бросят в море мечи, о которых я упоминал, то им не будет послана рыба
и они умрут от голода. Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в
страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них,
даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей
гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время
зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы
из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют
они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячести
их. Когда я поехал в страну славян, то выехал из Булгара и плыл на корабле
по реке славян. А вода ее черная, как вода моря Мраков, она будто чернила,
но притом она сладкая, хорошая, чистая. В ней нет рыбы, а есть большие
черные змеи, одна на другой, их больше, чем рыб, но они не причиняют никому вреда. И есть в ней животное вроде маленькой кошки с черной шкурой, зовут его водяным соболем. Его шкуры вывозят в Булгар и Саджсин,
а водится он в этой реке… А вокруг них (славян) — народность, живущая
среди деревьев, бреющая бороды. Живут они на (берегах) огромной реки и
охотятся на бобров в этой реке.
…Я оставался у них с караваном длительное время, страна их безопасна.
Харадж они платят булгарам. И нет у них религии, они почитают некое дерево, перед которым кладут земные поклоны. Так мне сообщил тот, кто знает
их обстоятельства.
И прибыл я в город (страны) славян, который называют «Город Куйав».

Рис. 109
Меч.
На закаленный клинок
южного производства
надето бронзовое навершие
с птицей, изготовленное
в Зауралье. IX–X век

Большаков О. Г. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и
Центральную Европу (1131–1153 гг.).

Биармия
Существует еще один легендарный, но интересный источник западного
автора о стране, которую норманны называли Биармией. Это древнескандинавские саги X века. Одна из них сага о Торере по прозванию «собака» в следующих словах повествует о походе в Биармию братьев Карли,

история

69