Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Месяц
Однажды Уна-тур, брат небесного бога, месяц, забрал к себе с Земли
непослушных мальчика и девочку. Дети пошли ночью за водой, взошел месяц. Дети показывали ему ведра и хвастались, что у них, в отличие от него,
есть вода и игрушки. Тогда месяц утащил их на небо. Их силуэты можно различить в малых лунных пятнах.

Щука-зверь
На берегу Большого Щучьего озера нельзя
играть камнями и бросать их в воду.
Рассказывают, что когда-то на берегу
стоял чум. В нем жили муж с женой и их
трехлетний сын. Мальчик любил играть
на чистом песке у берега. Он собирал камни

Кукушка
Кукушку нельзя убивать. Когда-то птица была женщиной. У нее пересохло горло, и она попросила своих детей принести ей воды. Они не принесли.
Тогда она взяла иголки для хвоста, лопату для крыльев, наперсток для клюва и улетела. Напрасно дети просили маму вернуться и предлагали пить. Из
леса доносился только голос кукушки.

и бросал их в воду. Однажды он исчез. Отец
с матерью искали его, звали. Наконец,
на берегу у воды они заметили след, будто
какое-то огромное существо проползло
по песку на брюхе. Дождавшись сумерек,
отец достал вторую малицу своего сына
и устроил ее на берегу так, будто мальчик

Зверь-щука
Гигантскую зверь-щуку создал Сол-тур. Опасаясь жестокости этого существа, верховный бог создал его безголовым. Однако щука поплыла по
рекам, глотая медведя, лося, рыбака, ворона, женщину с вязанкой дров. Из
проглоченного щука создала себе голову.
Приготовив щуку, бьярмы разбирали ее череп по кусочкам, рассказывая
детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц.
В гигантских щук превращается водяной дух Вит-кан (у хантов он называется Сарт-лунг). Рыба-оборотень живет в глубоких, заросших озерах.
Увидев впереди берестяной лодки два желтых глаза страшной рыбы, рыбаки
немедленно поворачивали суденышко и гребли к берегу. Еще бьярмы рассказывали о гигантских рыбах с плавниками-лапами, которые в полнолуние
выползают из глухих озер и рыскают по берегу в поисках коров и телят.

в этой одежде снова собирает камни
у воды. В полночь из воды показалась
огромная щука и, разинув пасть, поползла
к малице. Отец натянул свой лук и пустил
стрелу с наконечником из мамонтовой
кости в пасть чудовища. Щука дрогнула,
попятилась к воде, но отец настиг ее,
распорол ножом брюхо и достал оттуда
своего, еще живого, сына
А. П. Неркаги. Полярный Урал, 1993 г.

Происхождение бобра
В бобра превратилась некая пряха, которую обижали собственные дети.
Они не давали пряхе пить, и та решила уйти от них в воду — платье ее сделалось шкурой, а прядильная доска превратилась в хвост.

ЛЯГУШКА
Лягушка — важное существо. Немало историй рассказывали о ней бьярмы.
Лягушка — женское божество судьбы, она сидит у корней Мирового древа,
на границе миров. К ней обращаются с просьбами беременные женщины.
Лягушка облегчает роды, избавляет от бесплодия. Амулет лягушки прибивали к столбам «родильных» домов.
Ханты называют лягушку «между кочек живущая женщина» или «женщина в воде с раскоряченными ногами». Лягушка управляет женским влечением. Юноши хантов зашивали в рукав одежды косточку лягушки, чтобы
разбудить влечение девушки. После этого парню достаточно было рукавом
слегка прикоснуться к красавице.
По преданию манси, главный най-отыр (огненный богатырь), один из семерых братьев, сыновей небесного бога, Тахт-Котиль-Торум, был найден в
брюхе налима в виде лягушки. По другим мифам, железная лягушка жила
у дерева, где находилось гнездо великой птицы Карс. Лягушка съедала выпавших из гнезда птенцов. Герой Альви убил железную лягушку и спас птенцов птицы.
Одна из богинь манси принимала облик лягушки и звалась Нярас-найэква (Лягушка-княгиня).

Рис. 106
Лягушка.
п. Висим, Добрянский район Пермского края.
Русская сказка «Царевна-лягушка»
сохранила связь образа лягушки с женским
божеством и мотив превращения

м и ф о л о г ия

61