Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 105
Карс — птица с человеческим лицом.
п. Висим, Добрянский район Пермского края

Птица Карс (у манси — Товлынг-Карс).
Огромная хищная птица, способная
унести человека. Охотится на людей и
кормит птенцов человеческим мясом.
Губительна для всех, но помогает герою
Альви (Тарпыгу), который спас ее птенцов

и женщину, а копыта коня все так же ступают по змее. Это г­ерой скачет из
иных миров с невестой, дочерью месяца или солнца, как в «Сказании о сотворении мира» у манси. Иногда змея становится Змеем и глотает героя.
Этот сюжет тоже распространен в зверином стиле. Змей в своем брюхе несет персонажа в иной мир, где герой опять получает свои дары. И он, в свою
очередь, освобождаясь из монстра, может убить и съесть частицу змея. Шаманская наука гласит, что человек, съевший порошок из сушеной змеи, получает дар предвидения. Здесь уже один шаг до битвы героя со Змеем.
На этом звериный стиль заканчивается, и на Урале начинается эпоха
сказки или иконы. С приходом христианства все меняется, из иного мира
не возвращаются. Но остается группа: змея, всадник, конь, девушка. Группа
распадается, появляется враждебный персонаж: змея теряет положительный смысл пути-дороги и превращается в змея-каннибала. Рождается знакомый сюжет: герой спасает девушку от врага.
Самое раннее живописное изображение «Чуда Георгия о змие» сохранилось на стене Георгиевской церкви в Старой Ладоге (80-е годы XII века):
Георгий на коне сопровождает царевну Елизавету, а та ведет покорившегося змея, обвязав вокруг его рога свой пояс. Только с началом государственности происходит расцвет мотива змееборства. Для единства государства необходимы враги, и коварный змей подходит для этого как нельзя
лучше. Всадник спасает теперь не девушку, а веру и государство. На иконе
XIV века мы видим уже бой Георгия со змеем.
От бронзового всадника бьярмов, путешествующего по змее, до «Медного всадника» в Петербурге, попирающего конем змею, тянется история
наших героев. Она продолжается и сегодня на гербе Москвы, где идет вечный бой всадника и змея. Аналогично поступает со змеем и сказка: везде,
где только можно, змей уничтожается героем, часто при помощи волшебного коня. При этом сказка сохраняет девушку.
В письменных источниках, в мифах разных народов, на иконах и в памятниках нового времени мы видим конец повести, начатой в далекую языческую эпоху, и только звериный стиль, бронзовые пиктограммы дописьменных времен, позволяют нам узнать начало этой запутанной истории.

от железной лягушки. Ее гнездо в ветвях
Мирового дерева.
Это громовая птица, ее голос — гром, ее
крылья рождают грозовой ветер. Карс —

л ит е рат у р н ы е Р е к о н стр у к ц ии

перелетная птица, она зимует в далеких
теплых краях, поэтому зимой не бывает
гроз.
Шаманы Сибири рассказывали о большой

Сказки для детей в зверином стиле

птице с железным клювом, загнутыми
когтями и длинным хвостом. Это МатьХищная-Птица. Она показывается только
дважды — при духовном рождении шамана
и при его смерти. Она забирает его душу,
уносит ее в преисподнюю и оставляет
для дозревания на ветвях ели. Когда душа
достигает зрелости, птица возвращается
на землю, разрывает тело на 77 частей.

Земля-кошка
В IX веке у бьярмов появляются кошки. Кошки стерегут от грызунов амбары с зерном, а бьярмы рассказывают детям такую историю.
Земля — это огромная Кошка, она все время спит. Ее шерсть — это
леса, а насекомые, которые ползают в шерсти и вьются рядом — это люди,
животные и птицы. Все природные катаклизмы, землетрясения, бури и ураганы — это следствие того, что Кошка изредка просыпается и движется.

Она раздает эти куски духам болезней
и смерти. Каждый из духов пожирает
доставшийся ему кусочек, это обеспечит
потом шаману умение лечить болезни.
Потом, когда духи отходят, Мать-Птица
складывает кости на место, и новый шаман
пробуждается, как от глубокого сна.

60

м и ф о л о г ия

Земля-лосиха
Иногда Землю представляли огромной шестиногой лосихой. Когда лосиха переминается с ноги на ногу, происходят бури и ураганы, ее позвоночник — горный хребет Урал, разделяющий землю на две равные части;
деревья — шерсть, трава и кустарники — пух, животные — паразиты, птицы — летающие вокруг насекомые.