Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
От древней цивилизации звериного стиля осталось множество металлических амулетов и ни одного письменного свидетельства. Мы не знаем имен
богов, шаманов, вождей, не существует записей мифов и рассказов очевидцев. Но не стоит думать, что эта цивилизация умолкла навсегда, и нам никогда не понять смысл этих изображений, не разгадать значение, которое
вложили в них создатели бронзовых пластин.
Средневековая культура оставила нам огромное хранилище информации: тысячи сохранившихся пластин, блях, пронизок, пряжек и других говорящих вещей. Важно услышать голос прошлого, сопоставить вещи и мифы,
расшифровать бронзовые иероглифы.
Эта книга — реконструкция культуры, результат увлекательного расследования. Зауральские, сибирские, северные народы сохранили свои традиции до наших дней, их рассказы записаны, свидетельства собраны. Когдато Урал был одним из центров великой магической цивилизации Евразии.
Здесь в диалоге с мировыми религиозными системами, христианством,
исламом, зороастризмом рождались боги, формировалась культура особого языческого средневекового мира. Отсюда многие сюжеты разошлись
по просторам Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Попробуем
собрать их и вернуться к источнику, эпохе создателей бронзовых изображений. Сопоставляя мифы разных народов с амулетами звериного стиля,
можно найти источник сюжета и понять значение культовых фигур. Наша
книга не научна в классическом смысле этого слова, здесь вы не найдете
строгих доказательств, вороха цитат и длинного списка использованной литературы. Книга «Звериный стиль» — литературная интерпретация множества фактов на границе истории и филологии, этнографии и археологии.
Реконструкция и моделирование — один из методов исследования. Там, где
точный эксперимент невозможен, современная наука оперирует категориями вероятного. К тому же, благодаря исследователям ХХ века М. Элиаде,
В. Проппу, К. Юнгу, К. Л. Строссу и многим другим, мы теперь многое знаем
о порождении, структуре и динамике мифов.
От древней культуры остались тысячи металлических оберегов, амулетов, целый пантеон духов. По богатству образов, разнообразию персонажей
и символическому значению мифология звериного стиля не уступает картине мира заокеанских современников создателей звериного стиля — ацтеков и майя. В эпоху средневековья Урал не был краем света, затерянным
среди лесов и болот, как иногда принято думать. Здесь пересекались торговые пути в Сибирь, здесь смешивались народы, до этих мест простирались
интересы великих евразийских государств того времени Ирана, Византии,
Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Скандинавии и Новгородской
республики. Отсюда ушли в далекий путь на запад предки венгров. Здесь
закончилась история Великой Сарматии.
История средневекового Урала похожа на книгу со стертым текстом, но
прекрасно сохранившимися металлическими иллюстрациями. Попробуем
восстановить текст.
Убивая на охоте зверей, древние охотники сохраняли кости. Они верили,
что сохранность скелета является залогом возрождения живого существа.
Люди XIX века смеялись над этими бреднями. А потом появился способ воссоздания лица по черепу, технология извлечения и чтения ДНК, и теперь
уже шаманы древних могли бы посмеяться над наивными учеными XIX века.
У нас есть «говорящие кости» — бронзовые фигуры урало-сибирского звериного стиля. Наша задача — прочитать огромную металлическую библиотеку и воссоздать облик древней цивилизации. Заглянув в прошлое, мы
сможем понять истоки настоящего и лучше разобраться в себе.
5