Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
ных амулетов. Купцы, которых на Западе у финнов называли permi, везли
эти вещи за Ладогу. По дороге волей торговцев пояса «меняли пол» и продавались как мужские. В Скандинавии они считались поясами силы, хранителями в бою. Защитная сила поясов особо ценилась викингами, поскольку
смысл амулетов был загадочен для владельца. Скандинавским враждебным
духам трудно было пробить магическую иноземную броню. Прикамские пояса найдены даже в захоронениях конунгов — вождей викингов.

ИСТОРИЯ ОГНЯ И ВОЛШЕБНЫЕ КРЕСАЛА
Слова и вещи путешествуют по миру. Иногда, пересекая границы, на языковых барьерах слова отрываются от вещей и превращаются в легенды, а
вещи странствуют отдельно, обрастая новыми мифами. Интересна с этой
точки зрения история знаменитых прикамских кресал.
В IХ–X веке мастера Прикамья научились делать фигурные биметаллические кресала с бронзовой фигурной рукояткой и железным сердечникомвысекателем. На ручках кресал были изображены головы коней, всадники,
птицы и даже птицы-лоси. Прикамские кресала называют биметаллическими: они состоят из бронзового навершия и железного сердечника, с помощью которого высекают огонь. Но рождение огня бьярмы объясняли действием чудесных близнецов, изображенных на кресалах. Пара помощников
в виде змеев, собак, коней, всадников или лосептиц добывает огонь из
параллельных миров. В сказках разных народов присутствуют волшебные
свойства кресал. Из этой же серии волшебная лампа Аладдина.
Прикамье — родина фигурных кресал, как доказала археология. Отсюда
они расходились по средневековому миру от Китая на востоке и о. Вайгач
в Арктике (там найдено одно прикамское кресало), до Поволжья и земель
норманнов на Западе. Немало прикамских кресал с навершиями в виде
всадников найдено в Скандинавии.
Для нас интересна история «кресал с птицами», в буквальном смысле
разлетевшихся по Евразии. Исчезнувшие бьярмы никогда не расскажут
нам о смысле этих бронзовых фигур. В путешествии кресал на Запад, в края
викингов, слова оторвались от вещей, сюжет потерялся, но затем, как это
часто бывает, вещь получила новый смысл. Викинги охотно приобретали
кресала, считая, что на них изображены великий бог Один и его вороны,
Хугин (Думающий) и Мунин (Помнящий).
Кресало удачно попало в сюжет из «Младшей Эдды»: «Два ворона сидят
у него [Одина] на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат.
Хугин и Мунин — так их прозывают. Он шлет их на рассвете летать над всем
миром, а к обеду они возвращаются. От них-то и узнает он все, что творится
на свете. Поэтому его называют богом воронов». Так полагали викинги.
Зато на Востоке, среди алтайских шорцев, сохранился миф о происхождении огня. Нам неизвестно, обладали ли шорцы прикамскими огнивами,
но их легенда сохранила смысл волшебной вещи. Здесь сюжет — слова —
оторвались от вещи и дошли до нас.
История огня
Сол-тур сотворил горы и реки, деревья и травы, людей, зверей, птиц и
рыб. Птицы были одеты в пух и перья. Зверей укрывала густая шерсть. Но
человек был гол, он не мог согреться и готовить пищу. У людей не было огня,
и они обратились к своему покровителю — герою Альви. Повелитель птиц
отправил на поиски огня двух орлиц. Одна из них прилетела по небу к Золотому дому Сол-тура и попросила огонь для людей, сотворенных богом. Но Солнечный бог разгневался на своего сына, поскольку люди обратились к юноше,

Рис. 91
Кресало с конями

Рис. 92
Кресало с всадниками

Рис. 93
Кресало со змеями

Рис. 94
Кресало с человеком и птицами

И стория

55