Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 72
Сенмурв. Гибрид собаки и птицы.
Считалось, что если потереть бронзового
пса или посмотреть собаке между ушей,
то можно увидеть невидимых духов.
Пермяки трут нос бронзовому медведю,
москвичи гладят нос бронзовому псу
на станции метро. В каждом городе есть
бронзовые скульптуры, где проходящий
обязан потереть изваяние — на удачу.
Языческий мир живет в нас и постоянно
напоминает о себе

Рис. 73

и те же мертвецы могут через распахнутые ворота увести человека за собой.
Открытые порталы очень опасны, кто-то должен их стеречь. У греков это
многоглавый пес — Цербер, у бьярмов — гибриды, пограничные чудовища: Сарты и Вэсы, а также медведь. Одно из определений медведя у селькупов: «покойницкой земли конец караулящий зверь».
Кровь — верный ключ к воротам, разделяющим сферы. Кровь — признак того, что мосты открыты. Кровавая жертва, смерть жертвенного животного или человека, открывает ворота между миром живых и мертвых. Но
можно обойтись и без жертвы — «малой кровью». Кровь как ключ в другое
измерение, где присутствуют свидетели-духи и потому нерушимы клятвы,
применялась тысячи раз в истории человечества: от обряда братания у скифов до ритуала посвящения в масоны.
Менструирующая женщина периодическим излиянием крови тоже связана с Нижним миром. С одной стороны, она в это время внушает страх и
попадает под ряд запретов, потому что льется кровь и, значит, открываются двери в Нижний мир. С другой стороны, женщина внушает уважение.
Именно через нее происходит чудо возрождения и приходит в мир маленькое беззубое существо, которое затем обретает несколько душ и становится
человеком (Головнев А. В., 1995). После родов женщина проходит через
обряды очищения с целью закрыть мосты и обезопасить окружающих от
Нижнего мира. Особое отношение к женщинам у народов дописьменных
цивилизаций многократно отозвалось в истории. Мировая культура знает
немало опасных женщин, связавших собой миры жизни и смерти: МедузаГоргона у греков, пророчица Сивилла у римлян, знаменитые ведьмы эпохи
позднего Средневековья и Ренессанса, гадалки и предсказательницы нашей
эпохи — даже сегодня женщины часто окутаны мистическим ореолом.
На похоронах, во время родов и во многих других случаях, пока распахнуты двери, мосты-порталы требуют осторожности и защитных обрядов. С
другой стороны, при открытых порталах можно заглянуть в параллельный
мир, воспользоваться ситуацией. В обрядах, связанных с новорожденными,
гадали, чья душа вселилась в новорожденного и какой дух-покровитель берет его под личную охрану. На похоронах можно было узнать причину смерти
у самих покойных в случае их скоропостижной кончины, а также выяснить,
не держат ли они «обид» на кого-то из живых и не заберут ли кого за собой
следом. Для того, чтобы ответить на подобные вопросы, шаман на какое-то
время «засыпал», а потом «просыпался» и начинал вещать от имени умершего. Иногда духи сами открывали мосты, насылая на человека вещие сны.
Другим бескровным способом попасть в иное измерение было достижение особого психического состояния, как это иногда проделывали с помощью настойки из мухоморов певцы и сказители. Певец впадал в исступление
и мог петь всю ночь напролет даже, казалось бы, давно забытые героические песни. Излишне напоминать, что похожие творческие привычки дошли
до нашего времени. Заглянув в эпоху звериного стиля, мы способны лучше
разобраться в себе.

Гибрид. Трехглавый буйвол.
Культура Хараппы и Мохенджо-Даро,
III тыс. до нашей эры

ГИБРИДЫ
Человеческое воображение не ограничивает себя ассортиментом природы.
Мы помним множество гибридных форм в мифах разных народов. Первые
зооморфные гибриды появляются еще в культуре Хараппы и Мохенджо-Даро. Исследователи называли их дуозаврами, тризаврами и тетразаврами по
числу существ в комбинированном изображении. До нас дошли изображения трехглавых буйволов, напоминающих трехглавых лосей пермского звериного стиля. Птицеголовые и волкоглавые боги Египта, сфинкс, крылатые

44

м и ф о л о г ия