Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 69 а

Рис. 69 б
Голова птицы
Фрагмент рис. 69 а с поворотом
на 180 градусов

Рис. 70 а

медведь подвел, не защитил хозяина, и родные погибшего «наказали»
амулет. Впрочем, это только догадки. Важно, что расправа совершилась над
медвежьей головой в центре. Совершать жертвоприношения также было
принято не реже трех раз в год. Посещение святилища начиналось с его
троекратного обхода посолонь, по солнечному кругу. Многие праздники
продолжались не менее трех дней, в жертву забивали трех животных, при
этом раздавался обращенный к богам троекратный крик. Если обычный
человек начинал гадать, он трижды подбрасывал лопатку или разглядывал
трещины на дереве от троекратно вонзенного ножа.
Четные числа для бьярмов демонстрировали неустойчивость, тревогу,
состояние промежутка. Четыре души у женщины и медведицы, потому что
они ждут пятую — ждут, когда богиня пошлет им в чрево ребенка. Два брата, женщина и ребенок, старуха и внук — в мифах сибирских народов всегда
начало повествования, начало движения, число 2 отправляет героев в путь
(Головнев А. В., 1995). Две головы есть у духов-помощников на пластинах
с Камской богиней — лосят и медвежат. И тех, и других помощников богиня отправляет в путь в Нижний мир в экстренных случаях, при нарушениях
порядка.
Числа душ 4-5 играли у бьярмов огромную роль в похоронном обряде.
Лицо покойного омывали «черной водой» 4-5 раз (4 раза женщине или
5 раз мужчине). Так открывался путь к уходу из тела поочередно всех душ.
С той же целью волосы покойного расчесывали гребнем 4-5 раз, после чего
гребень выбрасывали. Одна из женщин брала 4-5 швейных жил, поочередно вдевала их в иглу и обводила тело умершего 4-5 раз. После каждого круга
нитка, а в последний раз и иголка, выносилась за порог. Иногда тело обводили 4-5 ветками шиповника. Это был ритуал изгнания душ.
Если троичностью обозначается упорядоченность мира и вход в него родившегося человека, то сверх тройки начинается счет личности: 4 — женщина, 5 — мужчина. Грань между 5 и 7 выступает рубежом между мирской
и духовной жизнью. 6 — неустойчивое число, тревожный и гнетущий промежуток. У шестиногого небесного лося в мифе отрубают две ноги, и он
становится обычным земным животным. Ученик шамана после шести лет
обучения «семиголовым» учителем становится настоящим шаманом. 6 мухоморов, как 4 и 2, считались источником зла. Ни в коем случае нельзя было
использовать мухомор с шестью белыми крапинками. «Число дьявола» 666
до сих пор считается опасным во многих культурах. В священных обрядах
предпочитали переход к 7 непосредственно от 3-х (Головнев А. В., 1995).

Перевертыши

Рис. 70 б
Голова хищного зверя
Фрагмент рис. 70 а с поворотом
на 90 градусов

42

«Словно мир перевернулся», — говорим мы в случае эмоционального потрясения. За привычной метафорой кроется глубокое древнее содержание.
Перевороты (повороты) в мифологии разных народов означали рубеж
между мирами. Сменив ракурс, люди попадали в иное пространство, в Нижний или Верхний мир. Соответственно, повернув или перевернув магический
предмет, можно было осуществить переход, увидеть существа иного мира.
У многих урало-сибирских народов вращение культовых предметов приводило к важным последствиям, отраженным в металлопластике. Существа
переходили из одного состояния в другое: человеческое — в животное, видимое — в невидимое, живое — в мертвое.
Вращая пластины, пронизки, пряжки и даже некоторые культовые ложки звериного стиля, можно увидеть немало интересного. Ноги человеколосей превращаются в головы птиц на длинных шеях, уносящих души в Нижний мир. Нога ящера оборачивается головой орла, хвост щуки становится