Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 64
В многочисленных птицах с личиной
на груди создатели звериного стиля,
возможно, изображали священный
момент превращения умирающего предка
в птицу. Человек умер и стал птицей.
Сейчас подобные визуальные переходы

После смерти человека душа живет в могиле или в особом изображении — вместилище души, которое делали сразу после смерти — иттерма.
Эта душа жила в волосах. Чтобы уничтожить такую душу у врага, его необходимо скальпировать.
Другая «душа сна» могла путешествовать во сне и иногда проникать через границы между мирами. Ни в коем случае спящего нельзя было будить
внезапно. Душа могла испугаться и не вернуться к хозяину. Человек сходил
с ума. Эта душа путешествовала в образе кукушки или глухарки и могла попасть в беду. Злые духи, пожиратели душ, охотились и ловили таких птиц.
Тогда человек заболевал и умирал. Спасти его мог только шаман, возвращающий душу в тело. От птицы сна — глухарки или тетери — произошло
русское сибирское выражение «сонная тетеря».
Третья душа после смерти человека попадала в Нижний мир и жила там
столько же, сколько жил человек в Среднем мире. Потом она превращалась
в водяного жука или иное насекомое и исчезала.
Четвертая «душа здоровья» не должна была покидать тело, но иногда
вследствие колдовства или других неприятностей, это происходило. Человек заболевал. Тогда шаманы с духами-помощниками ловили заблудшую
душу на границах миров и обещанием даров, уговорами или силой возвращали больному.
Пятая душа. Эта душа силы могла отделяться от тела и превращаться
в злобного духа. Шаманам удавалось иногда управлять этим духом и даже
насылать его на врагов. Особенно опасны были неуправляемые души умерших шаманов и близнецов. Чтобы остановить такую опасность, душу надо
было приколоть к могиле специальным стержнем с изображением покойного и птицы с собачьими ушами, собакоголового стража — охранителя от
злых чар. Из этой души покойника, хорошего человека, неожиданно обернувшегося Злом, в мировой культуре произошли оборотни, вампиры и другие чудовища, а стержень превратился в осиновый кол.
Одна душа жила в волосах, вторая в сердце, третья в животе, четвертая
в ногах. У мужчин на одну душу больше, чем у женщины. Соответственно,
пятая душа, душа силы, живет в «нижней голове» мужчины. Поэтому мастера звериного стиля, как правило, изображали на пластинах эту часть
мужских фигур.

называются морфингом и широко
применяются на телевидении, особенно
в рекламе.
На примере изделия пермского звериного

круговорот душ

стиля изображена история превращения:
1. Еще человек
2. Амулет, готовое изделие, момент
превращения
3. Птица

Рис. 65
«Ныргындинская пластина».
д. Ныргында, Сарапульский район, Удмуртия

40

м и ф о л о г ия

Среди амулетов пермского звериного стиля, созданных бьярмами, есть
поразительная вещь. Рискнем утверждать, что в мире не существует артефактов магических культур, равных этому амулету по силе воплощения
и глубине содержания. Это так называемая «Ныргындинская пластина»,
изображающая круговорот душ во Вселенной. Божество с пятью глазами-душами мчится на огромном ящере, глотающем человеческие головы.
Над ним летят собакоголовые птицы, несущие в пасти глаза-души людей.
Преисподняя в виде Зверя с семью рыбами в брюхе пожирает человеческие
жизни-головы, отправляет их во тьму к рыбам. Морду ящера обрамляет
ребристая линия, знак Мировой воды, желудок чудовища обозначен точечным орнаментом.
Бьярмы, как все народы магических культур, не знали линейной перспективы, поэтому изображали объект «как он есть» — со всех сторон.
Существа, которые кажутся нам изображенными в профиль, не простые
персонажи, а так называемые «половинники». Обычно это гибриды, монстры на границах миров. Вторая половина этих существ просто невидима
для нашего человеческого глаза жителей Земли.