Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
зверя. При несовершенстве первобытного оружия лучшим становился
охотник, больше других знавший повадки и характер животного. Нужно
уметь подойти к зверю на очень близкое расстояние, тогда несовершенство
оружия уже не играет роли. Знания о животных люди получают в детстве.
Молодежь участвует в праздниках, ритуальных танцах, в которых каждый
играет роль зверя, перенимает привычки животного. Юный охотник повторяет мифы и песни, под руководством опытных мужчин имитирует поведение зверя. Знаменитые медвежьи песни хантов и манси поются от лица
медведя. Чтобы победить зверя, надо стать двойником зверя. Выслеживая
зверя, нужно превзойти его в хитрости, осторожности. Убивая зверя, охотник превосходит его в звериной мощи. Человек не просто превращается
в животного, он оказывается суперзверем, повелителем зверей. В памяти
поколений великий охотник становится первопредком, основателем рода,
а его образ сливается с образом зверя. В этой особенности древних культур — ключ к пониманию культов людей-животных от человекобыков Крита до человеколосей Прикамья.
Ритуальные танцы людей-лосей многократно запечатлены на пластинах
звериного стиля. Нет сомнений, что у бьярмов существовал праздник лося,
культ лося, священные сказания о лосях и «песни лося», исчезнувшие навсегда. Слово «лось» было табуировано и не сохранилось в пермских языках. Об обрядах на лосином празднике мы можем гадать по описанию священных танцев индейского племени людей-волков у Боаса:
«Герой попадает к волкам. Сзываются все волки, медведи и выдры,
и пришельцу оказывается всяческая честь. «Тогда волки вдруг внесли
труп. Они завернули его в волчью шкуру, положили его у огня и начали плясать вокруг него и отбивать такт. Тогда мертвец встал и
качаясь стал ходить. Но чем дальше они пели, тем увереннее он стал
двигаться и, наконец, забегал совсем, как волк. Тогда главарь волков
сказал: теперь ты видишь, что делается с мертвецами — мы превращаем их в волков». Эти волки выучивают его пляске волков. «Когда ты вернешься домой, научи людей нашей пляске». Они дарят ему
волшебную стрелу, которую достаточно нацелить, чтобы убить
дичь без выстрела» (цит. по В. Проппу. Исторические корни волшебной сказки).
Отметим при этом древнейший погребальный обряд бьярмов — зашивание покойного в шкуру лося. У хантов и манси описан обычай ставить
перед погребением гроб с покойным на шкуру животного. Издавна жившие
на Урале люди-птицы и потомки пришедших всадников люди-лоси перемешались в браках, и возник удивительный тройной образ людей-лосейптиц. Именно так мастера бьярмов изображали своих богов и героев своих
легенд. Мы видим фигуры с тремя пальцами («вороний след») и лосиной
головой над человеческим лицом с птичьим клювом. В кладах Прикамья и
Печоры, в рощах и по берегам рек на месте бывших мастерских и святилищ
сохранились и найдены сотни различных человеколосей. Вероятно, подобный хранитель был семейным оберегом в каждом доме.
Образ человеколося
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное
положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами.
Создатели звериного стиля верили в три мира: небесный мир богов, земной — людей и животных, подземный мир духов смерти. При этом человек
не делил духов на плохих и хороших, а почитал всех и приносил жертвы духам трех миров. Хранитель дома несет в себе черты всех мировых сфер.
Отметим крылья и ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: химеры с крыльями,

Рис. 45
Танцующий человеколось.
г. Березники Пермского края

Рис. 46
Трехголовый, крылатый человеколосьптица. р. Ухта, Республика Коми

м и ф о л о г ия

27