Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
путь, отведали богатств Азии. По примеру скандинавов другие народы освоили практику войны и торговли на дальних расстояниях. Возникли новые пути, соединявшие страны, до того не знавшие друг друга. Но в Приуралье задолго до эпохи норманнов умели торговать на континентальных
маршрутах. Особую роль в мировой торговле уже два века играла Сибирь.
В VI– VII вв. Прикамье снабжало Скандинавию сибирскими мехами, поясами, кресалами, амулетами и южным импортом. Меха и моржовый клык
шли по рекам в Иран, Константинополь, к хазарам и по северному пути к
норманнам. Страна Биармия-Вису оказалась на пересечении важнейших
торговых путей того времени, и роза ветров была благоприятной.
Путь из Сибири через Урал проходил по рекам Тавда, Лозьва и далее
перекатом на Вишеру и Каму. Здесь дорога делились на два направления:
северный путь через Печору и Ладогу в балтийские земли и основной речной путь на юг по Каме и Волге до Каспия. Важнейшим посредником на
этом пути стала в IX в. Волжская Булгария, чьи купцы вели торговлю со
славянами, Ираном и Византийской империей.Товары для этой торговли
поступали из страны Вису (Вишу, Вишеры), как булгары называли земли
в верховьях Камы и Вишеры. С лодок бьярмов товар перегружали на лодки
«серебряных булгар» и отправляли по воде на юг. Булгарские купцы оплачивали пушнину и кость оружием и серебром из Ирана и Византии. Бьярмы
отправляли серебро в Сибирь, откуда поступал товар, но немалая часть сокровищ оставалась в Прикамье. Прикамские бьярмы богатели. Они держали в руках ворота в Сибирь. Их города-крепости на реках Предуралья контролировали великий меховой путь из «манси в персы». По северному пути
«из варяг в бьярмы» и на юго-запад к Черному морю «из бьярм в греки»
тоже шли караваны судов и зимние торговые караваны собачьих упряжек.
В домах бьярмов, по данным археологии, в это время появляются огромные сундуки с навесными замками булгарского производства. Племена Прикамья больше не беспокоятся о хлебе насущном. Они уже не должны изнурять себя охотой, рыболовством и поиском иных средств к существованию. У
бывших охотников и рыбаков появляется свободное время и новые возможности. Они совершенствуют металлургию, куют инструменты, оружие, создают сложные системы ритуалов, вырезают из дерева и отливают из металла
изображения своих богов. Из Прикамья торговцы везут не только меха, на
лодки грузят украшения, наборные пояса, кресала, созданные мастерами
бьярмов. Вокруг городков множатся храмы-святилища, заполненные жертвенными дарами и бронзовыми изваяниями духов. На реках Печоре, Ухте,
Тимшер, Каме, Сылве, Колве, Язьве и Вишере возникают сотни городковпоселений бьярмов. Строятся городки и за Уралом по берегам Сосьвы,
Лозьвы, Тобола, Конды, Васюгана, Оби. Люди создают богов и одаривают
их, а те в свою очередь оказывают им покровительство. У вождей и шаманов
нет недостатка в серебряных блюдах, на которые ступают в праздники копыта небесных лосей. На костюмах богатых бьярмов сверкает серебро арабских дирхемов, пробитых и подвешенных в качестве украшений. Умершие
отправляются в иной мир с серебряной посмертной маской на лице.
Старейшины племен вглядываются в рисунки на иранских блюдах и
пытаются разгадать смысл изображений. Художники бьярмов по-своему
воспроизводят сюжеты южных мастеров в соответствии с древней скифосармартской, а затем урало-сибирской концепцией трех миров. Иранские
львы превращаются в медведей, газели в лосей, звери оборачиваются духами предков.
В кузницах гудит пламя, в преисподнюю летят искры подземного огня.
Дым костров от святилищ поднимается к небу, где боги чуют аппетитный
запах жертвенного мяса. Сказители создают песни, женщины рожают детей
и отливают из бронзы изображения духов. Наступает так называемый «золотой век звериного стиля».

Рис. 41
Позолоченная крышка блюда.
Север Западной Европы, XII век

Рис. 42
Ритуальная чаша с изображением рыбы.
Иран-Центральная Азия

Рис. 43
Бронзовый светильник. Византия

Все вещи из Западной Сибири (Югра)

история

25