Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 33
Сарматский «дракон» с колонны Траяна
в Риме. II в. н. э.

Рис. 34
Резные ручки черпаков в виде «ящера».
Новгород, XI век (Колчин Б. А., 1971)

Рис. 35
Звериный стиль норманнов с элементами
«скифского» стиля. Всадник на звере.
Дания, церковь Lihme Kirke, XI век

22

м и ф о л о г ия

Голова дракона
Морские набеги вандалов-аланов выглядят как репетиции походов разбойных норманнов, а камские лодки сармато-аланов похожи, благодаря голове дракона, на прототипы скандинавских судов.
Существует версия о превращении номадов (кочевников) в норманнов
(нормандцев), об исходе предков норманнов из южноуральских, русских степей. Упоминание Роси-Руси есть в материалах самих норманнов — «Хронике нормандских герцогов». Норвежский исследователь и путешественник
Тур Хейердал верил в легендарный поход сармато-аланов с вождем по имени Один на север и считал, что норвежские Асы, ставшие в мифах богами, — это бывшие кочевники приднепровских степей, народ асов-осетин.
С учетом камских лодок эта экзотичная версия звучит не так невероятно.
К тому же из скандинавской мифологии совсем не просто объяснить появление головы дракона на кораблях, гораздо легче сделать это для аланских
лодок и бронзовых значков сарматской кавалерии.
Скифо-сарматский мир держался на мифе, пересказанном еще Геродотом. Это миф о трех сыновьях первочеловека Таргитая, трех будущих царях племени. Эти три сына впервые разделили Вселенную на три мира —
небесный, подземный (подводный) и земной. Также они получили дары с
неба: плуг, секиру и чашу. Известно, что иранский космогонический миф о
трех мирах перешел в урало-сибирскую картину Вселенной, а в Приуралье
найдено немало «парадных ананьинских секир», царских атрибутов скифских вождей.
На многих изделиях раннего железного века в Сибири повторяется сюжет с тремя героями на спине, а скорее всего, внутри длинного зверя. Возможно, трое в лодке — это три героя внутри огромной змеи. Мать и жена
Таргитая по мифу — дочь реки Борисфена (Днепра), принимавшая облик
водной ехидны-змеи. И брак ее с небесным Папаем, отцом Таргитая — это
союз Неба и Воды. А второй брак с земным сыном Таргитаем — союз Воды
с Землей. Так с помощью двух бракосочетаний появилась вселенная трех
миров у скифов и родственных им сарматов.
Так что это на бронзовых изображениях, три сына с матерью? Первое
явление героев? Вполне возможно. Ехидна-змея — архаическое божество, мать человечества. У сарматов с их культом богинь-матерей Ехидна могла стать одним из главных божеств: под бронзовым изображением змей сражалась кавалерия кочевников, головы змей вели среди волн
аланские лодки.
Отголоски этого мифа дошли до нас в преданиях обских угров. В удивительном сказании о сотворении земли, записанном А.Каннисто (Мифы,
1990, 107), человечество произошло от змеи-червя. Так от Геродота до сказителей манси сохранился образ водной Змеи, отлитый в уральской бронзе,
увековеченный на колонне Траяна, вырезанный на черпаках новгородцев
XI века и увенчавший в виде резных фигур носы норманнских кораблей.
Если среди предков викингов действительно оказались номады русских
степей, нетрудно понять, откуда у спокойных до того норвежцев и шведов
возникла тяга к большим расстояниям, «звериный стиль» набегов кочевников и головы змей на носах знаменитых парусных судов.
Тур Хейердал не нашел следов предков норвежцев в Приднепровье, но,
может быть, он искал аланов не там и надо было стремиться на север Пермского края?
После бронзовых лодок сюжет с тремя героями часто повторяется в
пермской металлопластике: три персонажа путешествуют в змее, при этом
гибрид-змей часто наделен знаком реки — изображением рыбы. В последней стадии сюжета три человеколося изображены уже верхом на коне: здесь
первоначальный смысл полностью утрачен, герои превращаются в наездников, а змей превращается в коня.