Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Трое в лодке
В 2012 году на севере Пермского края были найдены четыре бронзовые
пластины с изображением длинных лодок. На трех лодках видны головы
троих персонажей над бортом судна, а нос всех кораблей выполнен в виде
головы змеи. Эти вещи, найденные в позднесарматском комплексе на Каме,
явно напоминают драккар (корабль-дракон) или шнеккар (корабль-змея)
викингов. Но комплекс относится ко времени курганов IV–V вв. н. э., а
драккары и шнеккары стали бороздить моря и реки, начиная с VIII века.
Так что же это первые бронзовые изображения драккара в мире? И откуда
корабли с изображением дракона на носу взялись на Каме?
Дракон — это «фирменный стиль» ираноязычных кочевников, символ Великой Сарматии. Бронированная сарматская кавалерия от Китая до
Англии часто выступала под особыми бронзовыми знаменами-значками с
изображением дракона. Изображения конного сармата под таким знаком
известны по надгробным стелам в Англии, нормандскому гобелену из Байе
XI века, драконарию на колонне Траяна и многочисленным реконструкциям.
Могли ли сарматы строить корабли на реках? Классические сарматыкочевники вряд ли. Но поздние сармато-аланы на Урале превратились из
кочевников в речных охотников, строили городища по берегам многочисленных пермских рек. Цивилизация изменилась. Импульс кочевого движения сохранился, только теперь это движение осуществлялось на больших
лодках по рекам. Сарматы Боспорского царства были отлично знакомы с
кораблестроением. Создать большую речную лодку и украсить ее головой
дракона вполне возможно для средневековых уральцев.
Встреча варягов с потомками камских сармато-аланов могла произойти
позднее, на Волге, куда пришли в VIII веке для торговли корабли русов и лодки северных уральцев. И там скандинавы могли позаимствовать то, что стало
позднее их фирменным знаком — голову дракона на носу судна. Все это выглядело бы фантастично, если бы не бронзовые лодки, найденные на Каме.

Рис. 31
Трое в лодке с головой змеи
р. Кама, Чердынский район Пермского края

Рис. 32
Бронзовая лодка с головой
змеи (скандинавы
называли подобные
корабли «шнеккар»)
р. Кама, Чердынский район
Пермского края

У манси существовал древний способ

Когда ханты брали Рим
В истории сармато-аланов есть яркий пример превращения кочевников
в морских разбойников, смены боевого коня на военный корабль.
В эпоху Великого переселения народов одно из аланских племен, объединившись с вандалами, завоевало Испанию, а затем под руководством вандала Гейзериха, вторглось в римскую провинцию Африка. Завоевав Алжир
и Тунис, взяв Карфаген в 439 году, Гейзерих создал королевство вандалов
и аланов (Rex Wandalorum et Alanorum). Через десять лет после вторжения вандалы и аланы создали мощный флот, захватили множество островов
Средиземноморья, набегами терроризировали берега Греции, Испании, Сицилии и Италии. Средиземное море в древнегерманских языках называлось
«морем вандалов» — Wendelse. В 455 году корабли Гейзериха по Тибру подошли к Риму. Вандалы взяли город и грабили его в течение двух недель,
отплыв с трофеями и пленниками на тех же кораблях.
В памяти обских угров смутно остался давний эпизод римской истории.
Когда этнографы спросили хантов про одну серебряную статуэтку, те ответили, что вещь сохранилась с тех времен, когда «ханты брали Рим» (Бауло А. В., 2004).
История аланов–морских разбойников случилась в том же V веке, когда другое племя сармато-алан отливало из бронзы и создавало из дерева
длинные лодки на Каме. Эти лодки вскоре пойдут с товарами по Каме и
Волге до Ирана и Византии, по Печоре и Вычегде в Скандинавию. Прикамье станет одним из торговых центров средневекового мира и законодателем моды на магические пояса, меха, кресала и многое другое, возможно, и
на фигуры драконов на носах кораблей.

захоронений в распиленной поперек лодке,
одна часть которой служила гробом,
а другая — крышкой. Гробом служила
лодка, с мертвым клали брюшко рыбы,
сваренное в рыбьем жиру, а на могилу
обязательно клали весло

В фольклоре обских угров можно
встретить упоминание о «большой лодке,
изукрашенной изображениями птиц,
которую князь города берет с собой в день
войны».
У манси до XX века существовали
ритуальные гонки лодок на реках Северная
Сосьва и Ляпин. Несколько команд
соревновались под музыку. Благоприятной
считалась победа лодки, на которой везли
жертвенное животное. Лодки манси
в обратном направлении по реке двигались
кормой вперед, по команде поворачивались
только гребцы. Интересно, что эта же
особенность движения вперед как носом,
так и кормой отмечена средневековыми
хронистами у ранних кораблей норманнов

м и ф о л о г ия

21