Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
жие против Ахримана, сил зла. Богиня окружена головами единорогов (по 7
с каждой стороны), стоит на головах солнечных животных. Под ногами богини череп, как у древней Иштар. Единороги держат человеческую душу у ног
богини. Римский писатель Элиан описывает по восточным источникам одну
из разновидностей единорога так: животное «размером со взрослую лошадь,
рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Между глазами его
растет черный рог с кольцами, или спиралями. Единорог в «Книге богинь»
более всего соответствует этому описанию. Существуют другие пластины с
богинями, чьи изображения, к сожалению, недоступны для публикации. На
них единороги иногда целиком изображены по сторонам богини или у нее
под ногами. Встречается и отдельное изображение единорога с телом быка.
Необычные грифоны замыкают композицию, это медиаторы, объединители миров. Грифон здесь — это гибрид ворона и змеи. Ворон — тоже сложное существо: с одной стороны — это птица, существо Верхнего мира, но
он же питается падалью, поэтому теряет крылья и превращается в змею —
монстра из преисподней. И единороги, и грифоны — помощники великой
богини. У греков грифоны были спутниками Немезиды — крылатой богини
возмездия, а единороги сопровождали Артемиду — богиню девственницу.
Уральская богиня сочетает в себе атрибуты многих женских божеств.
Богиня с орлом в кирасе
В этой богине совмещены черты побеждающей Ардвисуры Анахиты с
неизменным орлом, воительницы Артемиды в доспехе или богини любви
Афродиты. Груди женщины подчеркнуты выпуклостями на пластине. Как
Афродиту сопровождали усмиренные дикие звери, так и животное под ногами богини показано укрощенным с кольцом ошейника. Животное — мощный помощник богини. Несомненно одно — на богине штаны для верховой
езды и древний сарматский доспех корсет-кираса. Женщины этого народа
воевали не хуже мужчин.
***
После завоевания Персии Александром Македонским и многолетней
эллинизации страны иранский и греческий пантеоны богов на Востоке смешались. Огромное влияние на племена кочевников оказала смешанная греко-сарматская культура Боспорского царства. У ираноязычных кочевников
появились культы греческих богинь, например, культ и святилище Афродиты Апатуры на Таманском полуострове.
Отступившие на север племена сарматов когда-то каждое лето кочевали
в южноуральских степях, а зимой уходили в Причерноморье, в степи и города Боспорского царства, где несколько столетий правили сарматские династии. От боспорских торговцев в обмен на скот и рабов кочевники получали
изделия греческих мастерских: бусы, зеркала, посуду, оружие и другие вещи
из Горгиппии (Анапы), Гермонассы (Тамани), Пантикапея (Керчи) и других
городов. Эти вещи попали потом вместе с владельцами в Прикамье, когда
вторжение гуннов прервало привычный кочевой ритм. Вместе с сарматами
на Урал пришли культы иранских и греческих богов.
Линия пермских сарматских богинь ведет свое происхождение от шумеро-акаддской богини Иштар, владычицы коней, повелительницы колесниц, богини любви и смерти. Подобно изображению Иштар на вавилонской
плите, бронзовые богини стоят на черепах, окружены конями, другими животными и птицами. У сарматов существовали культы Астарты, иранской
Ардвисуры Анахиты, греческой Афродиты. Все они сохраняют черты вавилонской богини и повторяют во многом иконографию древнего божества.
Мы не знаем имен уральских бронзовых богинь, но видим, что пластины с
богинями — это звено в мировой цепи воплощений женских божеств. Причем это звено, фактически пропущенное во всемирной истории культуры.

Рис. 26
Богиня с единорогами

Рис. 27
Богиня с орлом в кирасе

м и ф о л о г ия

19