Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 24
Крылатая богиня на лошади

Крылатая богиня на лошади с орлом над головой
Кони всегда связаны с огнем, жертвоприношениями, поминальным обрядом, праздниками плодородия. Кони — слуги богини, основные помощники людей. Существует связь пермской богини с образом Иштар — владычицы коней и покровительницы колесниц.
Богатые бьярмы как правило уходили в иной мир с любимыми лошадьми, жертвоприношение коня — часть похоронного обряда. В могильниках
бьярмов найдено множество черепов и костей ног лошадей, так называемый «погребальный комплекс коня». Мясо коня готовилось и сьедалось
прямо на кладбище во время поминальных трапез, в засыпи могил сохранились следы костров.
Конь — незаменимый транспорт для последнего странствия, путешествия в иной мир. Он же несет душу на небо к богиням для будущего возрождения. Конь — непременный участник праздников с обрядами плодородия. В
Удмуртии сохранился праздник встречи весны и солнца: девушка, разряженная цветами, в роли весны на белом коне выезжала навстречу юноше-солнцу
в белой одежде на коне рыжей масти. Толпа встречала их песнями и игрой на
музыкальных инструментах.Удмурты во время весенних праздников устраивали культовую езду по кругу, повторяя бег солнечного коня по небу.
Роль волшебного помощника присуща коню во многих древних культурах Евразии. На чудесном коне в угорских преданиях отправляется за женами в иные миры герой Альви. Существуют пластины-иллюстрации этих
сюжетов, и мы их еще увидим. До приручения коня огонь играл роль транспорта на пути в божественный мир, с дымом костров к небу возносились
жертвы. Эта связь коня с огнем сохранилась: пара коней, всадников или
конских голов часто изображалась на ручках прикамских фигурных кресал.
Волшебные кони помогают добыть огонь при ударе кресалом.
Богиня со змеями и косым крестом
Зигзаги молний соединяют Верхний и Нижний мир. Следы молний на
стволах деревьев селькупы называли «Великие змеи». Молния — это дорога с небес на землю, в воду, в преисподнюю и обратно на небо. Случайно
попавший на эту дорогу погибнет. На пластине змеи вытянулись от бобра
(подводный мир) до солнца, до солнечного божества. Змея — это символ
дороги, символ мудрости и земных тайн. Выражение «по дороге» (вэттынщумын — на яз. селькупов) буквально означает «дорога по змее». Дорога «по
змее» всегда ведет в иные миры. Изображение змеи селькупы прикладывали
к кукле умершего для указания дороги в загробный мир. Человек, съевший
порошок из высушенной змеи, получал дар предвидения, подарок из иных
миров. На этой пластине змеи, как и бобр внизу, а также пушные звери и
птицы по сторонам божества — помощники великой богини Среднего мира.
Шаманы последующих веков «переняли» многие из умений древних богинь. Считалось, что только шаман и женщина способны приручить змею,
заставив ее пройти через кольцо. Шаманы призывали невидимых рептилий
в сеансе лечения, для того, чтобы змея проглотила духа болезни. Известны
сарматские погребения, где женщины уложены лицом вниз в окружении
змей. Предполагается, что это были захоронения колдуний-жриц. На лбу
богини косой крест, фигура летящего орла, знак благословения. Этот знак
присутствует на скифских (ананьинских) подвесках, сарматских пряжках,
найденных в Пермском крае, и в дальнейшем встретится на многих пластинах звериного стиля.

Рис. 25
Богиня со змеями

18

м и ф о л о г ия

Богиня с единорогами и грифонами
Самая необычная из пермских богинь, окруженная фантастическими
существами-гибридами. Единорог — солнечный зверь. У персов наряду со
златорогим быком это один из важнейших образов Авесты. Его рог — ору-