Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
может наказать виновных большим пожаром. Принятую в дом новобрачную
обводили вокруг очага по солнечному кругу, показывали девушку божеству.
Нельзя обходить огонь по противоположному «мертвому» кругу. У очага
женщины ткут, прядут, вышивают. В домашнем огне очага готовится бронза
для льячек, ложек, с помощью которых женщины отливают изображения
богов и героев. Богиня огня контролирует священный процесс.
Женские признаки богини — грудь — подчеркнуты на изображении.
Над головами жрецов богини — головы единорогов. В дальнейшем единороги на Урале превратятся в лосей. Изображение людей с головами лосей
сверху — человеколосей — станет визитной карточкой пермского звериного стиля.
Богиня с журавлями
Богиня правит людьми, она посылает души в детей в виде маленьких
птиц. Она знает, в каком ребенке возродится душа каждого представителя рода. Мы видим пять черепов над головой богини. Но главное здесь —
череп на двух медвежатах снизу. Это потерянная душа человека. В облике
«медвежат» обычно является охранитель границ Нижнего и Среднего миров. Когда человек болеет, это значит, что его душа по какой-то причине
взята и унесена в Нижний мир. Злобный дух или обиженный мертвец может
сделать это без позволения главных божеств. Тогда следует обратиться к
богине, принести жертвы (жертвенные головы лосей мы видим в руках божества). Если дары понравятся богине, она пошлет своего помощника, Ем
вош ики (ханты), в Нижний мир. Приняв облик мыши, дух уходит под землю
и возвращает душу человека.
По сторонам богини находятся два журавля. Журавли — проводники
душ, они приносят души, которые затем богиня посылает в чрево женщин.
Высокая птица соединяет миры: Нижний и Верхний. Журавль гнездится на
болотах — урочищах духов подземного мира, но он же поднимается в небо
и улетает осенью Дорогой птиц. Журавль — один из священных обликов
героя, сына богини.
Люди обращаются к богине с просьбой о спасении потерянной души.
Поверье о журавлях, в которых превращаются души погибших, дошло до
наших дней. С другой стороны, история об аистах, приносящих детей, тоже
знакома каждому. В костюме светлого шамана селькупов, словно вобравшего в себя свойства древних божеств, есть пара металлических ящериц на
обуви, пара гагар на груди, пара журавлей на плечах и пара орлов на шапке.
Богиня на пауках
Сложная композиция с крылатой богиней. Вверху — лик владыки небесного мира, солнечного бога. На крыльях-плечах богини стоят ее сыновья с
головами птиц, люди-птицы. Они наверху, между небом и землей. Богиня —
покровитель рода, первопредок. Об этом говорит лицо на ее груди. Люди верили, что они — потомки самой богини земли. Люди склонились к ногам богини, они в беде, они уже находятся между подземным миром смерти и Средним
земным. Это видно из того, что люди и богиня стоят на пауках. Их ноги уже
в Нижнем мире, царстве смерти. Пауки — помощники богини, они ткут паутину в подземном мире. По этой паутине души умерших должны пройти над
кипящей смоляной рекой. Волны этой реки мы видим внизу композиции.
Перед нами амулет особой силы. Крылатая богиня выступает в роли
вестницы, заступницы перед верховным создателем, отцом ее детей. Богиня
отмеряет срок всего живущего, именно к ней обратились люди. Что-то в
мире пошло не так, не по правилам, и солнечное божество узнает это от богини, уже расправляющей крылья. К богине этого амулета, возможно, обращались, когда несчастье (эпидемия, нашествие) грозило существованию
всего народа.

Рис. 22
Богиня с журавлями

Рис. 23
Богиня на пауках

м и ф о л о г ия

17