Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Скорее всего, образ Тарэн произошел
от скифо-сарматской богини войны и огня
Табити, описанной еще Геродотом. Табити
сохранила черты иранской Анахиты, ее
окружение, орла и бобра, и обрела в эпоху
эллинизма черты греческой Гестии, богини
очага.
Возможно также, трехглавый Агни,
индийский бог огня, попав к сарматам в виде
изображений на азиатской посуде, сменил
пол, сохранил «третий глаз» на лбу и стал
на Урале грозной богиней огня и воды Тарэн.
Не исключено, что образ богини попал
в Прикамье через Согдиану, где в свое время
индийские божества приняли облик демонов
с языками пламени.
Разумеется, ханты не сарматы и не бьярмы,
за полторы тысячи лет многое изменилось,
обряд разложился и дифференцировался.
Всеобъемлющее божество распалось
на множество иных специализированных
богов. Великая Тарэн превратилась
у хантов в духа воды Вит-хона с гнездом
орла на голове, в солнечное божество Санкэ
с солярным кругом на лбу и в деву безумия и
войны — Тарэн. Часть функций ее отошла
небесному богу Торуму, а часть — матери
всех огней — Терас-найки

Рис. 21
Богиня огня

16

м и ф о л о г ия

ранение не случайно — это дело когтей Тарэн, любое неистовство, безумие
вершится вселившимся в человека духом богини. Еще одно значение слова
«тарэн» — окончательная смерть, безвозвратная гибель. Так говорили
ханты о казни преступников-убийц и расправе с медведем-людоедом, когда
огнем уничтожалась сама форма существа — кости, залог возрождения.
Зло, потерявшее форму, убитое Тарэн, не может вернуться в мир.
Тарэн сеет распри, начинает войны, посылает опустошительные пожары,
если вовремя не договориться, не умилостивить грозную богиню дарами и
кровавыми жертвоприношениями. У вогулов Тарэн убивает, своей пастью
рвет человеческие кости, питается человеческой плотью. У иртышских остяков Тарэн — дух, вызывающий кровопролитие, ранения, бешенство, самоубийство, безумие. Тарэн требует жертв, иногда это человеческие жизни. В
сказаниях угров часто упоминаются места, где рубят головы, глухо говорится
о человеческих жертвах перед наступлением войны, при начале сражений.
В XIX веке был описан обряд «кровавого жертвоприношения» коров
солнечной богине Санкэ у хантов, в котором можно разглядеть древние
черты обрядов Тарэн. После убийства животного с первыми лучами солнца,
жрецы, обмакивая пальцы в кровь жертвы, чертили пальцами круги — огненные кровавые знаки на лбу у собравшихся членов племени. Тарэн должна была увидеть и пощадить своих. Эти грозные знаки мы сейчас видим на
ликах богини с чердынской пластины. Но чаще всего Матери всех огней
приносили в жертву коня белой масти.
Помимо огня Тарэн правит водой, повелевает потопом. Ее помощник на
пластине — мощный бобр, хтоническое существо, живущее в воде. Одно
из имен богини у хантов — Терас-найки «Море-огня женщина». Тераснайки живет там, где море переходит в огонь, становится морем огня. Во
время обряда при наводнениях ей шьют женскую одежду из красного сукна,
надевают халат на березовый крест, повязав поверх платок и пояс. Крест
устанавливают на маленький плот, разводят на нем костер (он должен быть
зажжен не от домашнего огня) и пускают плот по течению. Жертва уносит с
собой большую воду (Головнев А. В., 1995).
Каждые две тысячи лет Тарэн насылает на мир «чек-най», огненный потоп, море огня. Многоязычная дева шлет повсюду языки пламени. В очистительном пожаре обновляется мир. Очищение — это другая сторона великой
богини, стирающей формы вещей. Огнем и бобровой струей (жидкостью из
желез бобра с резким мускусным запахом) очищали жилище от злых духов,
пламенем Тарэн убивали зло.
Тарэн — самое мощное божество Пантеона. Это великая богиня, мать
богини домашнего очага, родоначальница других богов.
Богиня огня
У Тарэн есть дочь — многоязыкая богиня огня, домашнего очага. Ее
дети — это языки пламени мирного укрощенного огня. Этот огонь согревает жилище, на языках домашнего пламени готовится еда. В отличие от
матери Найки-эва изображена в металле с пальцами вместо когтей и с благодарными людьми по бокам. Этой богине не нужны крылья и когти, она
окружена людьми и стоит на головах жертвенных лосей. На лбу богини солярный круг, родовой знак.
Богиня огня — женское божество. Женщины следят за чистотой очага,
кормят огонь каплями жира или пива, наблюдают, чтобы никто не осквернил очаг, плюнув или бросив мусор в огонь, чтобы никто не переступил через
дрова — пищу огня. Огонь нельзя трогать железом, нельзя сушить над ним
обувь. Огонь может защитить и очистить, в треске поленьев слышен голос
духов. Голос огня может предсказать важные события, но только посвященный может понять языки пламени и значение звуков костра. За оскорбление домашнего огня, за непочтительное отношение к богине, ее мать Тарэн